Ход урока по кулинарии в училище. Конспект занятия кружка «Кулинария

27.11.2021

Методическая разработка урока по технологии

8-й класс учителя Чураковой Л.П. Вырубовский филиал» МБОУ Никифоровская СОШ №1»

Раздел: «Кулинария»

Тема: «За чашкой чая»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с чайными традициями других стран.

    Совершенствовать навыки и умения самостоятельного приобретения знаний из различных источников, разработки презентаций.

Задачи:

    Познакомить учащихся с историей чая, особенностями национальных традиций заваривания чая, технологией производства чая, целебными качествами чая.

    Воспитывать добросовестность, дисциплинированность в работе, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

    Учить детей анализировать свою работу, сравнивать и различать способы заваривания чая.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма проведения: защита исследовательских работ, получение новых знаний.

Оборудование:

экран, проектор, компьютер, презентации учащихся: «Русское чаепитие», «Английское чаепитие», «История самовара», «Чаепитие по – японски», учителя: «Производство чая», «Чайные сервизы и грелки на заварочный чайник»; предметы русского народного быта, самовар, посуда, инструменты и приспособления для приготовления чая, сервировки чайного стола, упаковки из – под чая, плакаты.

Подготовительная работа: постановка и актуализация задач предстоящего урока; создание условий для осознания учащимися важности и целесообразности самостоятельной работы по сбору материала;

самостоятельное изучение учащимися материала по теме;

подготовка презентаций для сопровождения выступления, оформление кабинета предметами русского быта.

кабинет оформлен плакатами с изображениями самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец. Накрыты три стола для чаепития:

чай по-русски;
– чай по-английски;
– чай по-японски.

Поговорки:

    Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.

    Если чай не пьешь, где силы берешь?

    Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.

    После чая – на душе лето.

    Чайных чашек три, а сила за троих.

Межпредметные связи: история, информатика

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте! Я рада всех видеть!

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая:
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукой,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...

Так красочно и ярко описал А.С. Пушкин ритуал вечернего чаепития в семействе Лариных. Чай прочно вошел в жизнь русского человека, и сейчас трудно даже представить, как обходились наши предки без этого напитка.

Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком по имени "чай" не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей во всех краях планеты, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой.

Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.

Покой, физическое и душевное расслабление, наслаждение благоуханием чайного настоя – вот атмосфера сопутствующая чаепитию. А если на столе окажутся соответствующие дополнения к этому освежающему и укрепляющему напитку, то это будет настоящий праздник, понятный не только опытным ценителям чая.

Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так.

III . Защита исследовательских работ с целью определения позиции каждого обучающегося и демонстрации ими собственных исследовательских достижений.

Учитель: Вы самостоятельно провели исследовательские работы. В чем заключалась цель вашей деятельности?

    Учитель: Презентацию «Производство чая» представляет Артакова Мария

Представление исследовательской работы «Производство чая».

(Презентация учащейся).

Учитель:

У ручья зачерпнул

Быстробьющей, журчащей воды.

Как вскипает, гляжу,

Бирюзово-зеленая пыль.

Только жаль, не могу

Чашку вкусного чая налить

И послать далеко

Человеку, влюблённому в чай.

Так написал о чае японский поэт, живший 12 столетий назад.

2)Учитель: Очень сложна чайная церемония в Японии. О ней расскажет Соседова Анастасия

Представление презентации "Чай по-японски"

( )

Вопросы к уч-ся: Кто может участвовать в японской чайной церемонии? (Устроитель церемонии и приглашённые участники – не более 5).

А почему ты выбрала именно эту тему для исследования?

3) Учитель: А знаете ли вы, что "китайский напиток" появился в России раньше, чем в Англии!

Меркулова Ульяна презентацию «Русское чаепитие»

Представление исследовательской работы «Русское чаепитие»

( )

(Примерные вопросы учащихся)

Почему сахар к чаю предпочитался кусковой? (Сахар - песок делал чай мутным.)

Каким должен быть настоящий русский чай? (Он должен быть крепким, горячим и его должно быть много).

4) Учитель: Назовите, пожалуйста, самый известный в прошлом и настоящем атрибут русского чайного стола.

(Ответ учащихся) – Самовар.

Учитель: “Наш красавец самовар” (сл. Пляцковского, муз.Птичкина)

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый круглый золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.

Учитель: Сведения о нём собирала Силина Ольга.

Представление презентации «История самовара»

(Презентация ученицы)

(Примерные вопросы учащихся)

Почему люди решили установить памятники самовару? (Из почтения к нему)

Когда появились самовары? (На этот вопрос сложно ответить, предполагается, что ещё в античные времена)

5)Учитель: Самой чайной страной является Англия.

"Английское чаепитие" представляет Косовкая Анна

Представление презентации «Английское чаепитие»

( )

(Примерные вопросы учащихся)

Почему надо лить чай в молоко, а не наоборот? (Нарушение очерёдности (молоко в чай) портит вкус и аромат чая.)

IV . Анализ исследовательских работ и презентаций учащихся

Учитель: Прежде, чем мы перейдём к следующему этапу урока, мне хотелось бы проанализировать вашу защиту исследовательских работ. Вы все очень хорошо потрудились: во всех презентациях продуманный единый стиль оформления: фон слайдов, стиль оформления заголовков, текстового материала, использование иллюстраций уместно и оправданно; использованы эпиграфы и изречения; мини – исследования проведены и оформлены достаточно грамотно. Я хочу отметить ваше уважение к авторским правам – каждый из вас указал в презентации все источники информации.

V . Закрепление учебного материала.

Учитель: Давным-давно на Руси не было о хороших манерах, а правила общения людей закреплялись в пословицах и поговорках таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословиц или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще (лей) .
2. В чужом доме не будь приметлив, а будь
(приветливым) .
3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя
(стоящего) .
4. Гость часто за шапку берется – не скоро
(уйдет) .
5. Кто жаден до еды, тот дойдет до
(беды) .
6. Хозяин весел – гости
(радостны) .
7. Встречают гостя по платью,
(провожают) по уму.
8. Желанный гость
(не ждет) .
9. Хочешь есть калачи, то не сиди на
(печи) .

Отгадывание поговорок.

Изготавливаются 6 наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить б русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета.

    Доброе семя – добрый и восход.

    Повторенье – мать ученья.

    По капельке – море, по былинке – сток, по зернышку – ворох.

    Грамоте учиться – всегда пригодиться.

    Мастерство везде в почете.

    Делу время, потехе – час.

VI . Подведение итогов

Учитель: Чай – это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.

Обобщающий открытый урок по теме: «Кулинария. Мучные изделия»

Задачи урока:

Ход занятия:

1.Орг мом. (проверка готовности)

2. Постановка цели

Сегодня на уроке у нас будет работать в необычной обстановке. Каждый из вас приготовил мучное изделие для защиты проекта и доказательства того, что у него самое вкусное кондитерское изделие.

Выбирайте, какие из перечисленных названий подходят для продажи вашего изделия.

Пиццерия.

Кафе – небольшой ресторан, молодежное кафе.

Закусочная.

Столовая.

Буфет – место, где продают закуски, напитки (в гостинице, в общежитии).

Ресторан - род столовой, где можно заказать различные блюда, напитки, где играет музыка (может быть при вокзале).

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

У каждого предприятия, кулинарного изделия есть свой логотип, меню. Что такое логотип?

ЛОГОТИП (с древнегреческого - логос) – учение, наука, слово, понятие, мысль тип – отпечаток

Литеры с наиболее употребляемыми словами и слогами, применявшиеся в прошлом при ручном наборе.

Графическое изображение посредством символов наименования фирмы (предприятия).

4. ЗАДАНИя по отработке навыков

Придумать логотип своего предприятия.

Каждое предприятие общественного питания славится своим особенным интерьером, все сотрудники прекрасно знают этикет, умеют красиво сервировать стол, и мы в этом убедимся.

А сколько интересного, познавательного знают сотрудники предприятий, сейчас они докажут, что это так. Ответьте на вопросы:

1. Какие основные продукты необходимы для приготовления теста.

2. Какие разрыхлители вы знаете? Для какого вида теста?

3. Назовите правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

С помощью кроссворда о тесте наши сотрудники докажут, что они ценные работники на своем предприятии и всё–всё знают о тесте.

А, разгадав головоломку, они узнают ключевую фразу.

ЗАДАНИЕ: Разгадать кроссворд и головоломку.

Кроссворд

По горизонтали.

1. Искусство приготовления пищи.

2. Мебель для столовой.

3. Жир для теста.

4. Изделие из бездрожжевого теста.

5. Основной продукт для теста.

6. Украшение для торта.

7. Изделия из ткани для оформления стола.

8. Вязкая масса для приготовления блинов.

9. Дополнительный компонент для теста. Белый как мел, сладкий как

10. Жидкость для теста.

По вертикали.

1. Разрыхлитель для песочного теста.

2. Жидкость для теста.

3. Гаситель соды.

4. Основной продукт для теста.

5. Оформление стола для приёма пищи.

6. Изделие из теста.

7. Один из компонентов пиццы.

8. Мягкий платочек для вытирания рук и губ после еды.

9. Название торта и животного.

Головоломка

Отгадав ключевые слова и вписав их в клеточки, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду русскую народную пословицу.

1. Питательное вещество, без которого нельзя приготовить сладкое блюдо. (Сахар)

2. Блюдо из сырых овощей. (Салат)

3. Крупа из проса. (Пшено)

4. Вид теста с жировой приправой. (Сдобное)

5. Какая рыба, поступившая для продажи в магазин, хранится в воде? (Живая)

6. Густая масса из муки, замешанной на воде или молоке. (Тесто)

7. Плоды или ягоды, сваренные на сахаре. (Варенье)

8. Цитрусовый плод, богатый витамином «С». (Лимон)

9. Блюдо, возбуждающее аппетит. (Закуска)

10. Холодные блюда из мелко нарезанных вареных овощей. (Винегреты)

11. Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу. (Овощи)

12. Блюдо из тушеного мяса, нарезанного кусочками в соусе. (Гуляш)

13. Соус для салата. (Майонез)

14. Швейное изделие, с помощью которого снимают горячую посуду с плиты. (Прихватка)

15. Хлебобулочные кондитерские изделия из пшеничной муки в виде колец. (Баранки)

Самые эрудированные – это, конечно, руководители предприятий, то есть бригадиры. Проверим их эрудицию.

1. Буквально с полуслова они смогут дать ответ, о каком тесте идет речь, даже если это тесто у них не готовится.

Популярный итальянский пирог. Родиной этого пирога является город Неаполь. В этом городе настоящий культ этого нехитрого блюда, в каждой семье есть свой рецепт начинки. (Пицца)

Жирное, сладкое тесто, без жидкости, очень рассыпчатое. Разрыхлитель – сливочное масло, иногда сода. (Песочное тесто).

Самое пышное и легкое тесто. При его приготовлении яйца взбивают с сахарным песком до увеличения в объеме в 2 – 3 раза, а затем соединяют с мукой. (Бисквитное тесто).

2.Следующее задание – угадать профессии, которые зашифрованы в загадочных словах:

РАСКИС (кассир)

РИЛАНУК (кулинар)

ГУЛБЕТАРХ (бухгалтер)

ТОНКИДЕР (кондитер)

Все эти профессии есть на вашем предприятии.

3.Как сказать правильно:

Как правильно употребить форму множественного числа от слова «торт»?

Как правильно говорить: килограммов или килограмм, граммов или грамм?

А какие праздники, конкурсы бригадиры устраивают на своих предприятиях!

ЗАДАНИЕ: По ключевым словам правильно произнести текст пословицы, поговорки.

1. Аппетит и еда. (Аппетит приходит во время еды.)

2. Блин, клин, брюхо. (Блин не клин, брюхо не расколет.)

3. Изба – углы, обед – пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.)

4. Недосол – пересол. (Недосол на столе, пересол на спине.)

5. Блин – ком. (Первый блин комом.)

6. Соловей – басня. (Соловья баснями не кормят.)

7. Чай – дрова. (Чай пить - не дрова рубить.)

8. Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит.)

9. Дело – потеха. (Делу время, а потехе час.)

ЗАДАНИЕ: Отгадайте загадки.

1. Бела беляна по полю гуляла, домой пришла, в сусек легла. (Мука)

2. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины)

3. Что всегда поверх воды? (Масло)

4. Что на стол нельзя поставить? (Яйцо)

5. Я бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)

6. Чего в рту не удержишь. (Кипяток)

7. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)

8. Черненько, горяченько, а все любят. (Чай)

9. В воде родится, а воды боится. (Соль)

10. Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)

Повара ваших предприятий особенно потрудились и приготовили свои кондитерские изделия. Предлагаю их попробовать, а участники предоставить рецепты фирменных блюд.

« ФИРМЕННЫЕ» РЕЦЕПТЫ.

БЛИНЫ.

3 яйца, 2 стакана муки, 3 стакана молока, полстакана растительного масла или сливочного растопленного, 1 столовая ложка сахара, полчайной ложки соли. Яйца, соль, сахар – взбить, добавить стакан молока, муку, взбить без комков, добавить остальное молоко, взбить до консистенции сметаны. В последнюю очередь добавить масло.

СОЧНИ.

На один сочень потребуется одно яйцо, 2 столовые ложки сметаны, 1 столовая ложка муки, соль, сахар – по вкусу.

Яйца растереть с мукой, посолить, добавить сахар, сметану, взбить. Печь на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом на среднем огне с двух сторон.

ХВОРОСТ-ЗАВИТУШКИ.

4-5 яиц, полчайной ложки соды и соли, муки –4 – 5 стаканов, растительного масла примерно 2 стакана.

Замесить тесто, раскатать в пласт толщиной 1 мм, нарезать полосками в 1 см, завернуть, жарить в растительном масле. Вынимать шумовкой, посыпать сахарной пудрой.

ОТКРЫТЫЙ ПИРОГ С ЯБЛОКАМИ.

2 тонких стакана муки, 100 г маргарина или масла, 50 г сахара, 2 яйца, 1 столовая ложка сметаны, полчайной ложки соды (погасить уксусом).

Для начинки 5 – 6 яблок, 150 г сахара.

Разотрите размягченный маргарин, яйца, сахар, добавьте сметану, соду, муку. Вымесить тесто, выложить в форму, смазанную маслом. Размять руками, придавая форму лепешки с загнутыми краями, наколоть вилкой.

Очистить и нарезать яблоки на тонкие дольки, выложить на лепешку и сверху обильно посыпать сахаром. Выпекать пирог, пока не зарумянится.

ТОРТ «ЗЕБРА».

4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан сметаны, 1 стакан маргарина, 1 ч. л. соды, 1/3 ч. л. соли, 2 стакана муки, 2 ст. л. какао.

Замесить тесто, соду гасить не надо:

Смешать муку, маргарин, сахар, яйца, соль. Размешать сметану с содой, добавить в тесто. Разделить тесто пополам, к одной части добавить какао. Форму смазать маслом, посыпать манной крупой. В центр формы поочередно наливать темное и светлое тесто. Выпекать на слабом огне. Готовый торт покрыть глазурью, посыпать кокосовой стружкой (вафлями, крошкой, тертым шоколадом и т. д.).

Глазурь: 1 стакан сахара, 2 –3 столовые ложки какао развести молоком (полстакана), довести до кипения.

ПИЦЦА.

1 тонкий стакан муки, 100 г маргарина, 100 г сметаны, 1/3 ч. л. соли и соды (погасить уксусом).

Замесить тесто, оставить на 20 минут, накрыв салфеткой. Переложить на сковороду, смазанную жиром, придав форму лепешки с загнутыми краями.

1-й слой – тонкие ломтики помидоров (или томат – паста).

2-й слой – сыр.

3-й слой – сосиски, сардельки, вареные яйца, грибы, шпроты, рыба и пр.

Можно предварительно подсушить основу в духовке.

ТОРТ «ДАМСКИЕ ПАЛЬЧИКИ».

Полтора стакана воды, 100 г масла довести до кипения, всыпать полтора стакана муки, помешивая, остудить, вбить постепенно по одному 5 – 6 яиц (пока тесто не начнет тянуться). Выпекать на противне, смазанном маслом, маленькими колбасками (выдавить из кондитерского шприца). Испеченные «пальчики» обмакнуть в крем, сложить на блюдо поленницей, сверху посыпать тертым шоколадом.

Крем: 2 стакана холодной отцеженной сметаны + 1 стакан сахара (или сгущенное молоко со сливочным маслом).

По этому же рецепту можно приготовить пирожное. Тесто разделать в виде булочек, выкладывая на смазанный лист на расстоянии 3 – 4 см друг от друга. Готовые булочки надрезать и начинить кремом из вареного сгущенного молока.

«БЫСТРЫЕ» ПИРОЖНЫЕ.

Приготовить бисквитное тесто: 1 стакан сахара взбить с 4 – 5 яйцами, добавить 1 стакан муки, перемешать. Тесто вылить в форму, смазанную маслом, поставить в хорошо разогретую духовку. Персики ошпарить, снять кожицу, разделить на две половинки, удалить косточки. Как только тесто слегка «схватится», форму вынуть и уложить половинки персиков на тесто с таким расчетом, чтобы можно было нарезать пирог на порционные куски. Посыпать орехами, выпекать до готовности, слегка остывший пирог разрезать на порции.

Чье изделие самое вкусное?

Анализ урока

Предмет технологии

Цель: Доказать или опровергнуть тезис о том, что все кондитерские изделия вкусны…

Задачи урока:

обобщить знания учащихся о тесте, о способах его приготовления

формировать умение защищать творческий проект

развивать речь и мышление учащихся, их коммуникативные способности

воспитывать чувство ответственности, настойчивости при достижении цели

Для решения целей урока я выбрала следующие методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации в форме вопроса - доказательства, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение, дегустация), решение творческой проблемы.

На уроке так же были применены формы работы: фронтальная (практически на всех этапах урока), индивидуальная (когда работали у доски, защищая свое изделие) и групповая (во время практической работы)

Для мотивации учебной деятельности я использовала мелодичную музыку. Использовала экран. Я думаю, дети были заинтригованы. На этом этапе использовала элементы проблемного урока, мне хотелось, чтобы дети ответили на поставленный проблемный вопрос сами.

Во время перехода к практической деятельности использовала наглядность, доску, кроссворды, загадки. Таким образом, мне хотелось поддержать интерес детей к уроку. Так же цель этого этапа заключалась в плавном переходе к защите своего изделия.

Чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку.

В итоге дети решили, что все кондитерские изделия вкусные!

Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, дети были энергичны.

О результатах урока можно судит по ответам и настроению учащихся. Мне удалось справиться с поставленными целями.

МОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

План - конспект урока

технология (обслуживающий труд - кулинария)

«Виды теста»

Цели урока:

1. Закрепить знания учащихся о некоторых видах теста.

2. Воспитывать трудолюбие и эстетические качества личности.

Задачи:

1. Образовательная - отработать навыки на практике при изготовлении бисквитного, дрожжевого и слоеного теста, используя дифференцированный подход к учащимся.

2. Развивающая - развивать: умение применять инструменты и приспособления для обработки пищевых продуктов; интерес к учению;

3. Воспитательная - воспитывать самостоятельность и чувство от­ветственности за порученную работу перед коллективом , умение трудиться в коллективе, культуру общения , аккуратность и куль­туру труда при выполнении работы.

Методы проведения занятия: фронтальный опрос; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Межпредметные связи:

Математика: расчет количества необходи­мых продуктов для приготовления изделий из теста;

физика: теплота; виды теплопередач при выпечке;

история: происхождение изделий из муки на Руси, история яблочного пирога;

химия: наблюдение химической реакции при взаимодействии разрыхлителя с тестом;

Наглядно-иллюстрируемый материал:

1. Технологические карты изготовления мучных изделий.

2. Технологическая карта приготовления дрожжевого теста.

3. Технологическая карта приготовления начинок для пирогов.

4. Карточки-задания для проверки знаний.

5. Фото-образцы оформления пирогов.

Тип занятия: Комбинированный. Время: 2 х 45 мин.

Ход урока

1. Организационная часть (3 мин.)

Контроль посещаемости.

Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала (7 мин.)

1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам - заданиям у 2-3 учащихся.

2. Вопросы к классу.

Какие вы знаете виды теста?

В чем особенность бисквитного теста?

Назовите, какие кондитерские изделия можно приготовить из бисквитного теста?

В чем особенность песочного теста?

Из какого вида теста можно приготовить яблочный пирог?

Чем отличается дрожжевое тесто от пресного?

Из какого вида теста можно приготовить пирожки?

Сегодня на уроке мы будем работать с тремя видами теста: бисквитное, дрожжевое, слоеное.

Давайте обговорим особенности изготовления этих видов теста.

Бригада № 1 – бисквитный пирог: яйца + сахар – взбить, + 2п. разрыхлителя, 250г. сметаны, 2ст. муки, 1ч ложка корицы, яблоки

Бригада № 2 –пирожки из дрожжевого теста приготовленного безопарным способом. При безопарном способе все продукты по рецепту замешиваются сразу в полной норме: дрожжи, сахар, соль, 2ст. воды, 6 стаканов муки и 0.5 стакана подсолнечного масла. Начинки из капусты с яйцом и яблок.

Бригада № 3 – приготовление «язычков» из слоеного теста промышленного производства.

Прежде, чем начинать практическую работу, учащиеся вспоминают правила безопасности при выполнении кулинарных работ .

Правила безопасности при работе с электроприборами.

1. Перед началом работы проверить состояние шнура и вилки.

2. Работать сухими руками.

3. Разбирать прибор после его отключения.

4. Отключать от сети прибор нужно держаться за вилку, а не за шнур.

Правила безопасности при работе с духовкой.

1. Во избежание ожогов не прикасаться к корпусу плиты.

2. Не открывать дверцу духовки, за выпекаемыми изделиями наблюдать через смотровое стекло.

3. Вынимать изделие из духовки, пользуясь прихватками.

4. Время и режим тепловой обработки в духовке задаются учителем.

Правила безопасности при работе с ножом.

1.Работать только хорошо заточенным ножом.

2.Пользоваться ножом осторожно.

3.Передавать нож только ручкой вперед.

4.Не поднимать нож высоко над доской.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы по бригадам.

3.Самостоятельная работа учащихся по бригадам (45 – 55 мин.).

Текущий инструктаж – целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход : проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Провести приемку и оценку работ.

Группа учащихся делится на три бригады. Из числа учащихся, входящих в состав бригады, выбирается бригадир.

Бригады начинают работать одновременно.

Бригада №1 выполняет работу «Приготовление яблочного пирога», используя технологическую карту. Во время работы учащиеся объясняют свои действия. В своем рассказе используют межпредметные связи. Учащиеся рассказывают историю происхождения яблочного пирога. После того как изделие поставили в духовку, девочки начинают сервировать стол.

Бригада № 2 выполняет работу «Приготовление пирожков из дрожжевого теста», используя соответствующую технологическую карту. В процессе работы девочки рассказывают о безопарном способе приготовления дрожжевого теста. Учащиеся второй бригады используют дрожжевое тесто и начинку, приготовленные заранее. Во время формовки пирожков учащиеся рассказывают историю происхождения пирогов на Руси.

На этапе расстойки пирогов, девочки демонстрируют процесс замеса теста и рассказывают, как приготовили начинку.

Бригада № 3 выполняет работу «Приготовление язычков из слоеного теста», используя свою технологическую карту. Учащиеся работают с тестом, промышленного производства. Девочки рассказывают о процессе изготовления слоеного теста.

4. Заключительный инструктаж (10 мин).

Анализ характерных ошибок и их причин.

Сообщение оценки работы каждой ученицы.

5. Домашнее задание (5 мин).

6. Уборка рабочих мест (10 мин).

Литература:

1. Учебник «Технология» 7 класс под редакцией, Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2007 г.;

2. Учебник «Обслуживающий труд» 7 - 8 кл. под редакцией, ; Москва. «Просвещение» 1985 г.

3. «Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс , Москва, издательство 5 за знания», 2008 г.

4. Сведения из Интернета.

План-конспект урока по технологии «Кулинария » в 5 классе.

Калина Надежда Геннадьевна , учитель технологии

Тема урока: « Здоровое питание»

Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления меню завтрака; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Использовать приобретенные знания и умения практической деятельности:

Работать над личной стратегией рационального питания;

Формировать привычку руководствоваться при выборе продуктов, учитывая в них основные питательные вещества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока : комбинированный (урок игра).

Время занятия: 20мин.

Формы организации учебной деятельности :

групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения :

    словесные (при формировании теоретических знаний);

    практические (при составлении меню)

    наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);

    проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления);

    методы контроля и самоконтроля

Технологии :

    Использование заранее созданной презентации (Microsoft Power Point) .

    Работа с мультимедийной установкой.

План урока

I . Организационная часть.

II . Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

IV . Практическая работа.

Ход урока.

I . Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II . Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Формулировка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пище, о правилах здорового питания. И начать урок мне хочется словами Сократа:

« Мы живём не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить» (Слайд №1)

Вопрос к учащимся: — Что вы понимаете под здоровым питанием?

Что такое полезные продукты?

Ответ учащихся: (полезные продукты это те, которые приносят пользу для нашего организма) .

Учитель: — Запишите тему урока: «Здоровое питание» (Слайд №2)

III . Изучение нового материала.

Полноценное, правильное питание — важнейший элемент здорового образа жизни. Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом зависит от приёма пищи, которая должна содержать все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества.

Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.

Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществ

Вопрос к учащимся: Назовите их? (белки, жиры,углеводы) (Слайд №4), (Слайд №5),

Учитель: — Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные вещества.

1 .Белки. Белки служат для обновления клеток человеческого тела и составляют 1/5 часть веса тела человека. Если белков в питании недостаёт, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде.

2. Углеводы. Углеводы — органические вещества являвшиеся источником энергии.

3. Жиры. Жиры — источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно.

Учитель: читает стихи:

Чтобы вырасти,ты мог;

В пище должен быть белок; (Слайд №6)

— Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных рыбных и молочных. Есть белок и в растениях. Особенно много в фасоли, чечевице, бобах, сое гречневой крупе, орехах.

Удивительная группа-

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы,

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают. (Слайд №6)

Работа в группе: ответ учеников — Углеводы бывают: а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед …

б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница….

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим:

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру, Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов. (Слайд №6)

Работа в группе: ответ учеников — Жиры бывают: растительные, животные.

Работа класса:

Учитель: Есть иВитамины. Витамины — необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения. При недостатке витаминов у человека возникает — гиповитаминоз, при избытке — гипервитаминоз, при полном отсутствии – авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.

Чтоб быть здоровым и счастливым,

Есть средство верное одно:

Ты чаще кушай витамины,

Здоровье будет на все 100! (Слайд №7)

    Минеральные соли. В минеральные соли входят во все продукты питания. Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые относятся к микроэлементами; и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами. Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор. Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста. Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса. (Слайд №8)

Поэтому нужно соблюдать рациональное питание

Запись в тетради определения «Рациональное питание».

Рациональное питание – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание. (Слайд №8)

Из определения видно,что принципами рационального питания являются:

    Энергетическое равновесие:

    Разнообразное питание;

    Режим питания; (Слайд №9)

Энергетическое равновесие. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.

Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Понятие калория. Калория- единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетрадь). (Слайд №10)

Разнообразное питание. Разнообразное питание- чередование пищи растительного и животного происхождения. (Слайд №11) Их составные части, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в соотношении: 1:1:5, т.е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в 5 раз больше.

Режим питания.

Вопрос к учащимся — Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек? Назовите основные приёмы пищи? (завтрак, обед, ужин)

Учитель: Люди зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. (Слайд №12) Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.

Интерактивная игра «Магазин». (Слайд №13)

Учитель. — Сейчас мы с вами отправимся в магазин.

Мы будем не только покупать с вами продукты, но и делить их на группы:

Задание №1(для 1группы)

1 группа- это те продукты, которые должны быть на нашем столе каждый день. Выберите их из предложенных. (Слайд №14)

Задание №2(для 2группы)

Выбрать те продукты, которые необходимы для здорового питания (Слайд №14)

Задание № 3(для 3группы)

Выбрать продукты, которые должны быть на нашем столе изредка (Слайд №14)

Вывод учащихся в конце игры.

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

В заключение урока организована самооценка собственной деятельности учащихся в группе. Выявить это помогут следующие вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие знания, полученные на уроке, вы будете применять в жизни?

Выставление оценок.

VI . Запись домашнего задания.

Литература:

    Книга о здоровье. Сборник (Сост..Ю.В. Махонина, О.В. Карева. Под редакцией Ю.П. Лисицина) – М.; Медицина, 1990

    Здоровье. В.Н.Касаткина; учебно- методическое пособие для учителей 1-11 классов, — 2-е изд. доп и испр. — Ярославль; Аверс Пресс, 2002

    Быть здоровыми хотим. В.Н. Картушина. – М., 2004

    Две недели в лагере здоровья. М.М. Безруких. Метод. пособие для учителя. – М.; Нестле Олма- Пресс, 2004.

    Библиотечка «Первое сентября», (Серия «Здоровье детей»), — № 10,12- 2005г., № 4 – 2006г.

    Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 класс. Ростов–на — Дону «Феникс» 2001

Приготовление холодных блюд и закусок из рыбы (I-курс, Повар, кондитер) План – конспект урока по Профессиональному модулю 04.01 «Приготовление блюд из рыбы» Урок-игра Цели: 1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам. 2. Воспитывать уважение к труду и людям труда. 3. Воспитывать добросовестность, ответственность. 4. Прививать правила этикета за столом. 5. развивать навыки в обработке пищевых продуктов 6. развивать эстетический вкус. 7. развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление. 8. проверить знания по теме: «Рыба, приготовление блюд из рыбы» 9. дополнить знания полученные на предыдущих уроках и познакомить с технологией приготовления рыбных закусок. Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы отправляемся в морское путешествие. Бригады доложите о готовности. (Группа делиться на 2 команды) Отлично, цель нашего путешествия: - проверить и дополнить знания, полученные на предыдущих уроках и благополучно добраться до острова «холодных закусок». Ведь тема урока «Приготовление рыбных закусок». Скажите какие бы вы поставили перед собой цели, отправившись в это путешествие. (слайд №3,4) Итак, уселись поудобнее и в путь. Проверка знаний учащихся Вопрос: У нас появилась серьезная проблема. Дело в том, что в плаванье мы забыли взять еду и пресную воду. Как же нам быть в сложившейся ситуации? (Слайд: №5,6) Ответ: Да, действительно, успешное длительное путешествие отважного врача без пищи и воды подтвердило, что море может прокормить человека и возможности его, при планомерном и рациональном использовании, неисчерпаемы. 1. Рыба на столе – здоровье в доме – так говорят медики. И они правы, ведь рыба ценный продукт питания. Наш корабль прибыл на остров «Здоровья», чтобы продолжить путешествие, надо ответить на вопросы: (Слайд: №7) Вопрос: – в каком виде рыба поступает в продажу? Ответ: – в магазины поступает рыба - живая, охлажденная, мороженная, копченая, сушеная, маринованная, рыбные консервы. Консервирование рыбы производится на рыбообрабатывающих предприятиях. 2. Ну вот мы добрались до следующего острова. По русскому народному поверью, рыбу можно есть только в те месяцы, в названии которых есть буква «Р» , мудро, с мая по август почти все рыбы нерестятся, да и повсюду жара. Если нет холодильника, рыба быстро портится. Свежесть рыбы определяют оргонолептически, то есть по внешнему виду и запаху Вопрос - назовите признаки доброкачественности рыбы? Ответ – свежая рыба покрыта прозрачной слизью, брюшко не раздуто; чешуя гладкая, чистая, блестящая, плотно прилегающая к телу; глаза прозрачные, блестящие, жабры без слизи, светло- или темно-красного цвета, имеет свежий, характерный рыбный запах, мышечная ткань эластичная. 3. Следующий остров « Остров трех «П»» три «П» - это своеобразная формула, которую нельзя забывать хозяйке: почистить, подкислить, посолить. Вопрос – назовите этапы первичной обработки рыбы? Ответ – оттаивание (мороженную рыбу оттаивают в холодной подсоленной воде) - очистка от чешуи – чешую удаляют рыбочисткой, специальным ножом или обычным ножом, снимают чешую от хвоста к голове, держа рыбу за хвост. - разрезание брюшка (от хвоста к голове) - удаление внутренностей - удаление головы. Хвоста, плавников - промывание - крупную рыбу пластуют (пластование – разрезание рыбы вдоль по позвоночнику пополам. - разрезание на порционные куски 4. Вопрос – как следует использовать отходы, остающиеся при разделки рыбы? Ответ – пищевые отходы (хвост, плавники, голова) тщательно промывают и используют при варке бульонов и студней. Икру или молоки засаливают или жарят, используют для приготовления паштетов и фаршмаков. Жир, отделенный от внутренностей, добавляют в котлетную массу. 5. Следующий остров «Остров тепловой обработки» Вопрос – какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из рыбы? Ответ – приготовление рыбных блюд может включать все виды тепловой обработки: варка, припускание, жаренье, тушение, запекание. 6. Вопрос – дать определение варке и припусканию? Ответ – варка – тепловая обработка в небольшом количестве жидкости, рыбу закладывают в кипящую так, чтобы она покрывала ее на 1-2 см.. Припускание – варка рыбы в небольшом количестве жидкости. Жидкость надо наливать на одну третью высоты слоя рыбы. 7. Вопрос – что такое тушение и жаренье? Ответ – жаренье состоит в нагревании продуктов без добавления жидкости. Существует несколько способов жаренья: с жиром, в большом количестве жира, на открытом огне. Тушение – включает в себя обжаривание, с последующим припусканием. Показ слайдов №9,10,11,12,13 Новая тема, Вводный инструктаж и практическая работа. Итак мы приплыли до пункта назначения, до «Острова холодных закусок». Открыли тетради и записали тему урока «Приготовление рыбных закусок». Закуски возбуждают аппетит и поэтому играют немаловажную роль в нашем питании. Завтрак, обед или ужин принято начинать с закуски. Закуска является украшением праздничного стола. Для приготовления закусок используют рыбу в различных видах – отварная, припущенная, жареная, заливная, маринованная, соленая, копченая, консервированная. Наиболее распространенными закусками являются бутерброды и салаты. Для приготовления бутербродов широко применяются не только все гастрономические рыбные продукты, но и отварная и жареная рыба. Для рыбных бутербродов чаще используют пшеничный хлеб. Однако бутерброды с сельдью, килькой лучше готовить с черным хлебом. Для приготовления рыбных салатов чаще используют отварную или припущенную рыбу, рыбу горячего копчения или рыбные консервы. В винегреты принято добавлять сельдь. Заправляют салаты различными соусами. Готовить закуски лучше всего перед их подачей на стол. Вот и закончилось наше плавание. В море хорошо, а на земле лучше. Сейчас вы будите готовить рыбную закуску, пробуя себя в роли повара. Земля еще и потому щедра Что в мире существуют повара Благословенны их простые судьбы А руки будто помыслы чисты Профессия у них добра по-сути Злой человек не станет у плиты Но прежде чем приступить к работе, повторим правила по технике безопасной работы. Практическая работа Пользуясь инструкционными картами, приготовить рыбу тушеную с овощами Рыба, тушенная с овощами Наименование блюда: Рыба, тушенная с овощами Технологическая карта (кулинарный рецепт) Вид обработки: Тушение Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда: Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г Минтай 134.08 61.67 Вода питьевая 18.33 18.33 Морковь 28.17 22.5 Лук 17.83 15 Масло растительное 5.33 5.33 Сахар 1.67 1.67 Соль пищевая йодированная 0.83 0.83 Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы): Наименование показателя, Содержание питательных рассчитываемого в соответствии с веществ на 100 грамм блюда новым СанПиН Белки, г 9.7 Жиры, г 5.2 Углеводы, г 4.9 Калорийность, ккал 101 B1, мг 0.1 B2, мг 0.1 C, мг 1.2 Ca, мг 33.9 Fe, мг 0.7 Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 прием пищи (грамм): Количество часов Дети 3-7 лет (детский Дети 1-3 лет (ясли) содержания детей сад) 8-10 часов 120 120 12 часов 120 120 24 часа 120 120 Технологическая карта приготовления блюда: Технология приготовления Обработанную рыбу разделывают на филе без кожи и костей, нарезают порционные куски, кладут в функциональную емкость, смазанную маслом в один ряд. Очищенные морковь и лук репчатый нарезают соломкой, укладывают на рыбу, заливают горячей кипяченой водой, доводят до кипения, добавляют сахар, соль, закрывают крышкой и тушат до готовности 35-40 мин. При отпуске можно добавить мелконарезанную зелень (1-2 г). Органолептические показатели качества Внешний вид - рыба сохранила форму, сверху - овощи. Цвет - рыбы - серый, овощей - светлооранжевый. Консистенция - рыбы и овощей - мягкая, сочная. Запах свойственный рыбе и овощам, без постороннего. Вкус - характерный тушеной рыбе и овощам. Дегустация блюда Уборка рабочих мест Заключительная часть урока Подведение итогов (достигли ли учащиеся поставленных целей), выставление оценок. Спасибо за внимание!