Конфеты эйнем красный октябрь. Это сладкое слово «Эйнемъ

26.08.2020

Отец главной героини нашего проекта - Тихон Лукин работает наладчиком карамельной линии на кондитерской фабрике.


Я думаю, что читателям нашей стенгазеты будет интересно узнать историю советской и досоветской (российской) кондитерской промышленности.

До революции в России существовало несколько крупных кондитерских фабрик:
Фабрика Эйнема (ныне "Красный Октябрь"), Сиу (ныне "Большевик"), фабрика Абрикосова и Жоржа Бормана.
Сладкоежки проекта - готовьтесь. В этом и других постах я постараюсь описать историю этих замечательных фабрик.

История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ»


Вот он - Теодор-Фердинанд фон Эйнем(Фото конца 19 века). Правда хорошенький?


Итак… 1850 году полный надежд в Москву приезжает немецкий подданный Теодор Фердинанд фон Эйман. В том же году от открывает производство пиленного сахара, но видимо терпит в этом деле неудачу т.к. уже в 1851 году он открывает на Арбате небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет!
В этой мастерской работали всего 4 мастера!
В годы «Крымской войны» 1853-1956 кондитерская поставляла свою продукцию на фронт в результате чего удалось заработать достаточный капитал, чтобы расширить производство и перебраться на Мясницкую улицу!
В 1857 году наш герой знакомиться с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, которого берёт в компаньоны.

Вот он - Юлиус Гейс


Вместе они открывают кондитерскую на Театральной площади, выписывают из Европы новейшую паровую машину и приступили к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки.

В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867»

Вот эта фабрика:


Фирма имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках: бронзовую медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль1865 (г. Москва).
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

После смерти Эйнема в 1878 году фабрикой стал единолично руководить Гейс, однако ставшее популярным у москвичей название компании менять не стал.
С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.


Трудовой день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:
для детей-подмастерьев была открыта школа;
за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Рабочие фабрики:


В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Фото с выставки 1896 года:


К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Что же выпускала кондитерская ЭйнэмЪ?

На фабрике производились: карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиалов в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

Особое внимание на фабрике уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией).
Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон»,шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайнов упаковки и открыток работали Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа!

Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты - с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии"
Ноты «Кекс- галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений, тем более что к ним, конечно же, прилагались конфеты. Наборы пользовались большим спросом, особенно накануне праздников.

Ну и, разумеется, помнили о детях - кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку.
Такие шоколадные автоматы устанавливались в магазинах. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 г. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев.

Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)









«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

Вышивка для Дам:


Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами небольшое путешествие в прошлое российской кондитерской промышленности. В прошлый раз остановились вот тут вот:
Сегодня же поговорим еще об одном конфетно-шоколадном гиганте, ставшим крайне популярным в стране не только из-за прекрасного качества своей продукции, но также и из-за оформления оной.
Речь у нас сегодня пойдет об "товариществе Эйнмана", а точнее "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений".

Одни из лидеров этой области в предреволюционной Империи начинали очень скромно. В 1846 году в Москву приехал 22 летний немецкий коммерсант Фердинанд Теодор фон Эйнем (Einem Ferdinand Theodore). Родился он в Пруссии, но гражданство имел Вюртембергское. Приехал не один а с супругой Каролиной (урожденной Мюллер), так как видел в нашей стране большие перспективы.

Ф. Эйнем

Начинал с сахарного бизнеса, но очень быстро переключился на розничную продажу сладостей. Очень сам любил это дело.


К 1850 году основал небольшую мастерскую, которая производила шоколад и конфеты. Арендовал небольшое помещение в доме Ареоли, что на Арбате и нанял 4 мастеров. И дело пошло сразу. То ли из-за того, что конкурентов в округе не было, то ли из-за немецкой педантичности и вниманию к деталям, то ли товар был качественный. В 1853 году он вступает в третью гильдию московского купечества. А в 1853-1856 годах, во время Крымской войны Эйнем, смог войти в госсзаказ, и как гласят документы «с честью выполнил подряд» по поставке варенья и сиропов для русской армии.
Это дало свободные деньги и продвинули Федора Карловича (а окончательно обрусевший к тому времени Эйнем просил называть себя именно так) в его большой и красивой мечте. А мечта его заключалась в создании настоящей шоколадной фабрики в Москве. Однако энергии и финансов для этого дела не хватало.


Все изменилось в 1856 году. Именно тогда Эйнем смог найти надежных русских компаньонов - полковника Лермонтова и коллежского секретаря Романова каждый из которых вложил в дело по 5 тыс. руб. серебром. Они сняли на десять лет помещение на Петровке, в доме Рудакова и устроили там кондитерскую фабрику, выпускавшую десять сортов шоколада, шоколадные конфеты, пралине. Ну а в слкдующем году у него произошла судьбоносная встреча.

Ю. Гейс

В процессе выбора дома и покупки надежного оборудования для своей фабрики Эйнем сблизился с московским немцем Юлиусом Гейсом. Сын священника Юлиус Гейс был моложе Эйнема на шесть лет. До знакомства с Эйнемом он уже успел поработать коммивояжером в Германии, после в магазине своих родственников в Одессе и потом почти 10 лет жил в Москве, работая в частных фирмах и в муниципальных структурах по освещению улиц керосином и газом. Гейс производил впечатление человека надежного и обстоятельного. Эйнем понял, что именно такой человек ему нужен для развития бизнеса. Двенадцатого мая 1870 г. в Берлине между партнерами был заключен договор, по которому Эйнем получал 60%, а Гейс 40% прибыли. В качестве своей доли Гейс внес в дело всё собственное имущество стоимостью 20 тыс. руб. Так было образовано "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений".

Эти деньги позволили выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки.

Первого августа 1871 г. новое здание фабрики на Софийской набережной начало действовать. И уже в том же году фабрика Эйнема стала крупнейшей из пяти шоколадных фабрик в Москве. Она выпускала почти половину продукции всех московских предприятий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны «чайного печенья» (тех самых английских бисквитов) и 64 тонны колотого сахара, всего на сумму 300 тыс. руб. (из них 246 тыс. руб. приходилось на шоколад).

Это был серьезный прорыв. Надо сказать, что Федор Карлович был очень хорошим человеком и много занимался благотворительностью. С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Большие деньги, между прочим.

Большое внимание товарищи предавали и оформлению своей продукции. Рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье» или «Кекс-галопа». Кроме этого эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе со специальными аксессуарами — в коробки вкладывались фирменные салфетки, открытки и специальные щипчики для конфет.

Однако Эйнем начал сильно болеть, у него обнаружились проблемы с сердцем. Он больше лечился, чем работал, поэтому Гейс предложил ему выкупить его долю. К моменту смерти в Берлине Федора Карловича в 1876 году (который кстати завещал похоронить себя в Москве, что и было сделано) товарищество полностью принадлежало Юлиусу Гейсу, которы в чать уважения к бывшему партнеру по бизнесу не стал менять наименование. Именно Юлиус смог сделать фирму одной из крупнейших и известнейших в стране. К началу XX века фирма «Эйнем» владела двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» была награждена золотой медалью, в 1900 году фирма получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада.

В 1913 году «Эйнемъ» удостоен звания поставщика двора Его Императорского Величества. Но сам Юлиус Гейс не дожил до этого дня. Он умер в 1907 в возрасте 75 лет.
Еще в конце 19 столетия Юлиус Федорович (а Гейс тоже окончательно обрусел) начал привлекать для работы пятерых своих старших сыновей: Юлиуса, Вольдемара, Альберта, Оскара и Карла. После смерти Юлиуса Федоровича, директором-распорядителем стал старший сын Юлиус Юльевич Гейс, директорами - Вольдемар Юльевич и Оскар Юльевич, кандидатом в директора - Карл Юльевич. Еще один сын Альберт, формально не входил в правление, но при этом заведовал фабрикой в Крыму.

К 1910 году основной капитал достиг 1,5 млн руб. Он заключался в тысяче паев по 5000 руб. и двух тысячах паев по 500 руб. Акционерное по форме предприятие на деле носило семейный характер - владельцами паев были девять человек из семьи Гейс

В июле 1916 г. стоимость только недвижимости фирмы «Эйнем» составила 3 518 377 руб. 88 коп. На товарищество работало около 3 000 рабочих. Все закончилось с революцией. Гейсы уехали из страны.

В 1918 фабрика «Эйнем» была национализирована и переименована в Государственную кондитерскую фабрику №1, что подчеркивало лидирующее положение предприятия в отечественной кондитерской промышленности. В честь пятилетия революции фабрика получила название «Красный Октябрь», к которому добавляли «бывш. Эйнем» вплоть до начала 1930-х
Ну а бренд "Красный Октябрь" знаете наверное все вы:-)

Продолжение следует....
Приятного времени суток.

Рассказав о духах Брокара и Рале, я не могу не упомянуть и другую отрасль, которой Российская Империя по праву гордилась. Представьте, в 1900 году на всемирной выставке в Париже за огромный ассортимент и превосходное качество шоколада, русская фабрика «Эйнемъ» получила высшую награду - Гран-при. Так что, еще век назад мы могли назвать русский шоколад лучшим в мире. «Эйнем» был как бы вывеской русского шоколада начала ХХ века.

На шоколадках красовался упитанный карапуз с недобрым взглядом и с битой для лапты в руках. Вызывающую этикетку дополнял еще и прелестный стишок:

«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

О, они поистине умели угодить взыскательным покупателям. Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей – это были настоящие маленькие произведения искусства. Фабрика была поставщиком двора Его Императорского Величества и получила право печатать на упаковке герб России. В наборы вкладывались открытки с поздравлениями. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)

А начиналось это еще в 1850 году, когда основатель фабрики - немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем, приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встртил своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоем они действовали более уверенно и открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи»об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867». Трудовой день на фабрике в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой. Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:

* для детей-подмастерьев была открыта школа;
* за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
* была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Производились карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.
«Товарищество Эйнемъ» успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами – например «Абрикосов и сыновья», но о них я планирую написать позже (естественно если вы захотите) .
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

К началу XX в. Т-во Эйнем владел двумя фабриками в Москве, фабриками в Симферополе и Риге, многочисленными магазинами в Москве, Нижнем Новгороде.
В трудные годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занималась благотворительной деятельностью: делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована, и в это же году получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем»,а в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет после этого в скобках всегда добавлялось«Бывш. Эйнемъ» - настолько велика была популярность торговой марки, и ценилось качество изделий.

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...

Название «Красный Октябрь» вместо ассоциаций с выстрелом Авроры и штурмом Зимнего Дворца гораздо чаще настраивают нас на вполне мирные «сладкие» мысли о знакомых с детства радостях: «Мишка косолапый», «Красная шапочка», шоколад «Аленка»…

Действительно, на конфетах и шоколаде фабрики «Красный Октябрь» выросло уже не одно поколение наших сограждан, но лишь немногим из них было известно, что эта фабрика существовала и до революции, называясь «Товарищество Эйнемъ».
К основанию московской фабрики купца Эйнема, которая выпустила свою первую продукцию еще в середине XIX века, большевики, конечно, никакого отношения не имели. Но, как говорится, «время было такое» и эпидемия переименований коснулась практически всех национализированных тогда производств. В этом случае, однако, было сделано небольшое исключение и еще несколько лет в скобках после нового названия писали «Бывш. Эйнемъ» - настолько высоко оценивался современниками этот «бренд».

Отцы-основатели


«Эйнемъ», или «Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений Эйнемъ» было официально учреждено в 1867 году. А началось все с того, что Фердинанд фон Эйнем, приехавший в коммерчески перспективную Москву из Германии, в 1851 году организовал на Арбате небольшой цех или, как тогда говорили, мастерскую по производству шоколада и конфет.
В годы Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Эйнем поставлял свою продукцию на фронт, и прибыльные военные заказы позволили ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. Вскоре к Фердинанду Эйнему присоединился немецкий коммерсант Юлиус Гейс. Заказав в Европе новейшую паровую машину, компаньоны открывают кондитерский магазин на Театральной площади и строят первое трехэтажное здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки, увеличивая штат до сотни человек.

Еще до того, как о товариществе «Эйнемъ» появилась первая официальная запись в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» 1867 года, компания уже имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках в Одессе и Москве. Постоянно расширяющая свой ассортимент фирма производила конфеты, шоколад, карамель, пастилу, напитки какао, печенье, бисквиты и пряники. Качество продукции было отменным и объемы заказов год от года увеличивались.
У Фердинанда Эйнема не было наследников, и после его смерти в 1878 году фабрикой стал руководить Юлиус Гейс, принявший решение оставить название компании без изменений. Спустя год открывается отделение «Эйнемъ» в Симферополе, где запускаются в производство мармелад и глазированные шоколадом фрукты.
Условия для работников на фабриках были очень неплохими, что чувствовалось уже при приеме на работу – «новеньких» вели на «гастрономическую» экскурсию по всему предприятию, разрешая есть все, что захочется. На московской фабрике была собственная школа кондитеров, кружки, хор мальчиков. Рабочих обеспечивали одеждой и обувью, предоставляя им жилье и субсидированное питание. После 25 лет работы человек получал памятный серебряный нагрудный знак, а вместе с ним разные льготы и пожизненную пенсию.

Юлиус Гейс, помимо основного производства и кадровых вопросов уделяет особое внимание, как сказали бы теперь, брендингу своей продукции. Ярким и запоминающимся названиям «Золотой ярлык», «Фаворит», «Столичный», «Ампир» и так далее – сопутствовала стильная упаковка, отделанная шелком, бархатом и кожей. Для оформления упаковок приглашали лучших художников того времени, таких, как Врубель и Бенуа, что, несомненно, привлекало все новых покупателей.
К увеличивающейся популярности вновь добавляются награды – в 1896 году продукция товарищества «Эйнемъ» получила золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже фабрика получает Гран-при за ассортимент и качество продукции. Ассортимент действительно впечатлял. Даже если говорить лишь о шоколаде, то выпускалось сразу несколько сортов только ванильного шоколада, кроме того, имелся шоколад «Царский», «Княжеский», «Боярский», «Столичный», «Американский», «Всемирный», «Спорт», «Фаворит» и другие. А «любимыми сортами публики», как следовало из рекламы «Эйнемъ» того периода, считались «Золотой ярлык», «Серебряный ярлык» и «Шоколад с молоком».
Рекламе продукции придавалось огромное значение: в небесах реяли дирижабли с призывами покупать шоколад Эйнема, на театральной программке спектакля «Ромео и Джульетта» неожиданно обнаруживалась реклама леденцов от кашля, в коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки и серии открыток с географическими картами, животными, репродукциями картин известных русских художников.
Композитор Карл Фельдман по заказу «Товарищества Эйнемъ» написал специальные мелодии с «говорящими» названиями: «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Кекс-галоп», «Танец какао». Ноты этих произведений вкладывались в коробки с продукцией, которая пользовалась большим успехом у покупателей.
Некоторые названия, например, конфеты «Ну-ка отними!», пережили революцию и сохранились до наших дней. Правда вместо девочки, играющей со щенком, в прежнее время этикетку украшало изображение угрюмого вида малыша с бейсбольной (на самом деле для игры в лапту) битой.
Интересно, что в период НЭПа, когда фабрика уже называлась «Красный Октябрь» на рекламу здесь вновь обратили самое пристальное внимание, а «пиаром» ее продукции лично занялся «певец революции» Владимир Маяковский. Благодаря его стараниям, девиз «Я ем печенье фабрики «Красный Октябрь», бывший Эйнем. Не покупаю нигде, кроме как в Моссельпроме!» - знала вся Москва. Сам поэт относился к своему занятию очень серьезно, о чем говорят такие его слова: «Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы».

Несладкие времена


В 1913 году товарищество удостоилось почетного звания – поставщик двора Его Императорского величества. Тогда же к 300-летию дома Романовых была выпущена празднично оформленная юбилейная серия конфет. В 1914 году началась Первая мировая война и закончилось строительство нового комплекса фабричных зданий на Берсеневской набережной, начатое в 1889 году.
Во время войны почти вся семья Гейсов покинула Россию, но один из сыновей Юлиуса Гейса - Вольдемар принял российское подданство и продолжил руководить производством, в то же время организуя лазарет для раненых солдат, отправляя на фронт продовольствие и жертвуя деньги на армейские нужды.
Последовавшие за этим «смутные» времена привели страну к революции, и фабрика была национализирована. Но производство не останавливалось, и к 1925 году его объем восстановился и продолжил расти. Появились конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Мишка косолапый», «Южная ночь», ирис «Кис-кис».
С началом Великой Отечественно войны часть оборудования «Красного Октября» была эвакуирована в Куйбышев. Все производство пришлось перестраивать, но выпуск самых известных продуктов – конфет «Мишка косолапый» и трюфелей прекращен не был. Для фронта выпускались концентраты: пшенные, гречневые и овсяные каши, а также новые сорта шоколада – «Кола» и «Гвардейский». «Кола» входил в рацион летчиков и подводников и обладал тонизирующим действием из-за входящего в его состав африканского ореха кола.

Воспоминания о будущем


После войны «Красный октябрь» вернулся к выпуску мирной продукции, а в 1950 году карамельшики-новаторы В.Д.Семенов и В.И.Санаев были удостоены Сталинской премии. В 1966 году на фабрике начат выпуск молочного шоколада «Аленка».
Постепенно новое название становится знаменитым брендом, подтверждая преемственность традиций качества «Товарищества Эйнемъ». Многночисленные достижения и награды российских и международных выставок и ярмарок, среди которых Гран-при Международной выставки в Брюсселе (1958 год) и Гран-при (Золотые медали) международных выставок «WORLD FOOD» (2000–2003 годы) говорят о качестве продукции, которым могли бы гордиться компаньоны Фердинанд и Юлиус.
В 1991 году «Красный Октябрь» становится акционерным обществом, а с 2002 года входит в холдинг «Объединенные кондитеры».
А в 2007 году основные производственные мощности «Красного Октября» были переведены с Берсеневской набережной в новое здание на ул. Малой Красносельской, где в марте этого года «Объединенные кондитеры» открыли первый в России Музей Истории Шоколада и Какао (МИШКа), созданный на базе музеев кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Кондитерский концерн «Бабаевский».
Не забыт и основатель предприятия – именем Фердинанда фон Эйнема названы современные наборы конфет «Эйнемъ», на коробках которых использованы рисунки художников середины XIX века. Сюжет – Москва будущего. Эти наивные изображения в чем-то сродни возвышенным монологам героев Чехова о том, какой будет жизнь через 200–300 лет. Наше настоящее, нафантазированное людьми позапрошлого века, вызывает и улыбку, и грусть – не только оттого, что не имеет ничего общего с действительностью, но и потому, что вновь уводит нас к воспоминаниям о той России, о которой мы сегодня, увы, все еще так мало знаем.