Восточная кухня - рецепты известных блюд с фото. Курбан-байрам мусульманские салаты и закуски Вкусные рецепты мусульманских всех блюд

13.09.2023

Восточная кухня – это обобщенное понятие, которое соединяет в себе кухню азиатскую, арабскую, кавказскую и даже кухню Балканского полуострова. Особенность, которая объединяет их, заключается в частом использовании для приготовления блюд таких продуктов, как баранина и рис, а также специй. Последние делают восточную кухню действительно уникальной! Еще одна весьма значительная особенность восточной кухни – это отсутствие «жидких» супов. Здесь они, как правило, больше напоминают густую подливу. Благодаря этому первые блюда получаются довольно калорийными и сытными. Вторые же блюда весьма разнообразны, но самое популярное, которое первым приходит на ум является плов!

Итак, для того, чтобы понять всю специфику восточной кухни мы обратимся к каждой ее составляющей! Начнем с азиатской кухни, в которую входят такие страны:

Что касается арабской кухни , то она от одной страны к другой имеет схожие черты. Так, например, в арабских странах вовсе не едят свинину, что связано с религиозным запретом на данный продукт. Все прочие виды мяса не запрещены, а потому широко используются в традиционных рецептах блюд. Кстати, наиболее популярной является баранина. Используются в арабской кухне всевозможные крупы и бобовые, которые идут в качестве гарнира к рыбе или мясному блюду. Что касается десертов, то они изготавливаются, как правило, на основе местных фруктов и меда. Самой знаменитой же сладостью смело можно назвать пахлаву! Наиболее распространенные напитки – кофе, процедура приготовления которого это настоящий ритуал, а также очень сладкий черный чай.

Кавказская кухня , как одно из течений кухни восточной, характерна использованием мяса в приготовлении многих блюд, в частности баранины. Большое значение кавказцы уделяют продуктам из молока – это в основном сыры и кисломолочные напитки. Использование овощей и фруктов зависит от плодородности каждого отдельного региона. В целом же, восточная кавказская кухня может быть охарактеризована таким правилом: «чем выше в горы – тем проще блюда».

Кухня стран Балканского полуострова (Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Греции, Македонии, Молдавии, Румынии, Сербии, Турции, Хорватии и Черногории) – это скорее обобщенное понятие по территориальному признаку. Блюда этих восточных стран разнятся существенно! Хотя одна общая черта все же есть – это высокая калорийность, которая обеспечивает сытность.

Очевиден тот факт, что восточная кухня очень разнообразна и рецепты ее блюд разнятся не только по странам, но даже по регионам. Потому в этом разделе нашего сайта, мы попытаемся разместить как можно больше подробных рецептов с пошаговыми фото, чтобы познакомить Вас с кухней Востока получше!

Для европейца восточная кухня - это прежде всего вкуснейшие сытные блюла с необычным ароматом, преимущественно мясные. Даже сами их названия, милые слуху каждого гурмана, возбуждают аппетит: плов, шашлык, шаурма, люля-кебаб, манты… Мало кому известно, что кулинария мусульманских народов неукоснительно следует религиозным традициям ислама.
Кому-то это может показаться странным - восточные блюда всегда ассоциируются с пиршеством, торжественным банкетом, праздником, а религиозные традиции - с аскетизмом, постами, теми или иными ограничениями. Но мусульманская кухня гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и пост, и определенные запреты. Народы, исповедующие ислам, живут в самых разных частях земного шара, и кулинария Каждого из них имеет свои особенности еще и в зависимости от географического расположения страны. Но основные мусульманские законы приготовления и вкушения пищи соблюдаются ими везде.
Обрядовая кулинария (по случаю постов или праздников) имеет множество нюансов. Что касается повседневной пищи. то определенные правила распространяются и на нее - что ни в коей мере не делает ее менее вкусной. Существуют продукты разрешенные и запрещенные, и знать о них положено каждому мусульманину - как и обо всех ритуалах, связанных с едой. Ибо законы, связанные с пищей, входят в шариат - нормы, установленные для мусульман еще в VII веке. Они постоянны и не подлежат изменению, поскольку сам Бог определил эти нормы.

Считается, что каждый пятый из живущих на Земле людей является мусульманином.

За многовековую историю в странах, жители которых исповедуют ислам, сложились свои, специфические особенности приготовления и приема пищи. Мусульманская кухня сегодня – общемировое понятие, базирующееся на собрании рецептов из разных уголков Земли. К которым предъявляется только одно требование – полное соответствие канонам ислама.

Традиции мусульманской кухни зародились в начале VIIв., на Юго-Западе Аравийского полуострова.

Своеобразие мусульманской кухни заключается в том, что она гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и определенные запреты.

Благодаря вооруженным конфликтам, которые вели приверженцы ислама арабы-кочевники, небывалому по тому времени товарообмену между разными народами, был внесен определенный вклад в европейскую кухню. Андалузская и сицилийская кухни обогатились неведомыми им доселе злаками, овощами и фруктами: рисом, арбузом, лимоном, баклажаном, шпинатом. Пришлись по вкусу европейцам и арабские специи (особенно сахар).

Одновременно с этим рацион кочевников аравийского полуострова вобрал в себя все национальные особенности персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской кухонь. В нем можно найти даже китайские блюда.

Что интересно, арабская кухня, лежащая в основе мировой мусульманской, до сих пор не утратила свою самобытность. И это не смотря на то, что в основе лежат простые продукты питания: хлеб, молочные продукты, мясо птица, рыба, рис, бобовые, крупы, овощи, зелень, оливковое масло и, конечно же специи.

В конце VIII века были изданы поваренные книги на арабском языке, рецепты в них настолько просты и понятны, что некоторыми можно пользоваться и сегодня.

Пищевые запреты

Для мусульманской кухни много значат налагаемые исламом пищевые табу. Для приверженцев ислама этот не запреты, а предостережения Аллаха. Воздержание от принятия некоторых продуктов и напитков воспитывает у мусульманина привычку ограничивать потребление земных благ в целом.

Вся пища делится на халляль (разрешенные продукты) и харам (запрещенные).

ХАРАМ. Запрет на употребление в пищу мяса павших животных – «мертвичины» – объясняется элементарными соображениями гигиены питания. Мусульманам строго запрещается употреблять в пищу мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся падалью.

Это же относится и к хищным птицам: соколам, ястребам, коршунам, совам, воронам, стервятникам и орлам.

Есть конину, мясо мулла, осла Кораном порицается, но не запрещается. В наше время казахи, узбеки, татары и уйгуры спокойно едят конину и пьют кумыс.

ХАЛЛЯЛЬ. Шариат конкретизировал указания Корана и определил порядок заклания животных. Оно должно быть забито методом халляль. Перед убоем животное надлежало повернуть головой к Мекке, а сам процесс сопровождался чтением молитвы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного…». Кроме того, мусульманин может есть мясо лишь тех животных, которое забито его единоверцами. Употребление в пищу мяса диких животных (газелей, оленей, зайцев и тд.) ислам разрешает, но при соблюдении убойного обряда.

Все рыбы и морские обитатели также относятся к дозволенной пище.

Особое внимание шариат уделяет совместимости продуктов. Так, нельзя одновременно употреблять рыбу и молоко. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое – от свежего.

Запрещено употреблять подряд 2 горячих (возбуждающих), 2 холодных (охлаждающих), 2 мягких (нежных), либо 2 твердых (грубых) блюда. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих и 2 послабляющих блюда.

Это ограничение распространяется и на напитки.

Запрет на свинину

Строго соблюдается в исламе запрет не только на употребление в пищу свинины, но и на ее куплю-продажу. Причина подобного отношения к мясу свиней заключается в следующем. В свое время арабы – создатели ислама – были кочевым народом. Свиньи же – сугубо домашние животные: олицетворение враждебного для кочевников мира.

Свинья в то время считалась настолько нечистым животным, что арабы скармливали ее мясо (в жареном виде) своим лошадям. Считалось, что после столь калорийного прикорма они становились более выносливыми и быстроходными.

Запрет на алкоголь

Ни одна из мировых религий не проповедует запрет на алкоголь и другие дурманящие вещества, как ислам. Хотя изобретению крепких спиртных напитков мир обязан именно арабам. Такие слова, как «алкоголь», «аламбик» (перегонный аппарат) и «алхимия», многие европейские языки позаимствовали из арабского.

Арабы производили и потребляли вино из фиников и других ягод и плодов еще в доисламский период.

В новообразованной исламской общине пьянство удалось преодолеть не сразу.

Злоупотребление алкогольными напитками не только приводило к антиобщественному поведению, но и отрицательно влияло на отправление религиозных обрядов.

В настоящее время особо строгий запрет на спиртное соблюдается в таких мусульманских странах, как саудовская Аравия, Иран, Ливия, ОАЭ и Кувейт. В этих государствах за употребление или ввоз спиртных напитков предусмотрено суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Этикет мусульманской трапезы

Во время еды, питья и угощений ислам предписывает соблюдение целого ряда правил приличий.

Опаздывать к столу не принято. Угощение на стол подается, как только гость переступит порог дома: заставлять его ждать – неприлично.

Мытье рук до и после еды обязательно.

У мусульман существует четкие правила поведения за столом. Трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, следует взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного». Согласно традициям, первым начинает еду хозяин, он же ее и заканчивает. Хлеб на Востоке священный продукт, как впрочем, и везде, поэтому на стол его подают первым. Едят его сразу же – не дожидаясь подачи других блюд.

Хлеб ломают руками, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по двум причинам. Во-первых, хлеб на Востоке пекут в виде лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Лепешек кладут на стол ровно по количеству едок. Следующую лепешку ломают только после того, как съедена предыдущая.

Брать следует ближний кусок. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба (что он поместился во рту целиком), и опускают его в блюдо, а затем подносит ко рту с кусочком кушанья. Кусок лепешки складывают вдвое, держа мясо большим и указательным пальцами. Если еду нельзя положить в рот сразу, ее кладут на хлеб.

Порицается брать следующий кусок, не проглотив предыдущий.

За мусульманским столом еду и питье берут только правой рукой. Исключение делается для тех, у кого покалечена правая рука.

Про столовые приборы в шариате ничего не говорится, и, под влияние Запада, они широко распространились и в мусульманском мире. Однако, в отличие от европейских традиций, держать их полагается только в правой руке.

Сладости, орехи и фрукты с подноса гости и хозяева могут выбирать любые. Снимать кожуру с фруктов порицается.

За столом обязательно нужно похвалить хозяйку.

Вкушать пищу следует медленно, тщательно пережевывая.

До конца застолья все его участники должны поддерживать благожелательную атмосферу.

Однако мусульмане за едой не ведут длинных разговоров, поэтому каждое блюдо служит сигналом для перерыва в беседе.

Когда пьют воду из источника Зам-Зам во время хаджа.
Стоя можно выпить воду, оставшуюся в кувшине после омовения.
Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина.

Вставать из-за стола можно только после того как хозяин начнет сворачивать

разостланную на нем скатерть.

Гости, по окончании трапезы молятся о благополучии хозяина, затем просят разрешения покинуть дом. Хозяин провожает гостей до двери и на пороге благодарит их за посещение его дома.

Праздничная кухня мусульман

Религиозные праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина.

Они дают верующим стимул для более усердного богослужения. Вот почему в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы. Ходят в гости, дарят подарки, делают жертвоприношения.

В исламе каноническими считаются только 2 праздника - Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – Праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) – Праздник разговения.

Остальные праздники мусульмане отмечают как памятные даты, посвященные событиям из жизни Пророка Мухаммеда, Священной истории, а также истории ислама. К ним относятся: Мухаррам – Священный месяц, начало Нового года, Мавлид – День рождения Пророка Муххамеда, Лейлат аль-Кадр – Ночь предопределения и Мирадж – Ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

Еженедельным праздником для мусульман является Пятница (яум аль-джума – «день собраний»).

Праздничный стол народов, проповедующих ислам, отличается от повседневного. Главным образом, это связано с тем, что каждому празднику соответствует определенный набор ритуальных блюд. Но, и для таких традиционных угощений, как плов, манты, таджин, кускус, овощи, фрукты, орехи и сладости, тоже есть место на столе.

Ид аль-Адха (Курбан-байрам), или Праздник жертвоприношения.

Это главный исламский праздник, который отмечают через 70 дней после окончания поста. Он является частью хаджа – паломничества в Мекку. Главные его события происходят в долине Мина (неподалеку от Мекки) и длятся 3-4 дня. Эти дни в мусульманских странах нерабочие.

В эти дни каждый мусульманин режет овцу, козу, быка или верблюда и раздает мясо соседям. Считается, что ритуальное угощение – худойи, садака – поможет избезжать всевозможных несчастий. Курбан-байрам празднуют с раннего утра, совершают омовение, надевают праздничные одежды и отправляются в мечеть, на коллективную молитву – намаз.

Обряд жертвоприношения совершается во все дни праздника, и мясо животного принесенного в жертву должно быть съедено сразу же, его нельзя оставлять на потом. В первый день готовят сердце и печень. На второй варят супы из бараньей головы и ножек; подают блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. В третий и четвертый дни варят супы из костей и жарят бараньи ребрышки.

В арабских странах готовят мясные блюда, в том числе фатте (вареное мясо жертвенного животного). Мусульмане ближнего зарубежья готовят более традиционные кушанья – плов, манты, шашлык, лагман, чучвару, жарное и бешбармак.

Накануне Курбан-байрама хозяйки пекут хлеб, кульчи (лепешки), самсу и бисквиты, а также готовят всевозможные лакомства из изюма и орехов.

Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), или Праздник разговения.

Второй по значению праздник продолжается 3 дня. Знаменует собой окончание поста, который длился месяц. На время праздника прекращается учеба, работа.

В праздник мусульмане встают до восхода солнца, съедают немного фиников. Далее происходят те же ритуальные мероприятия, что и при Курбан-Байраме.

Ближе к вечеру наступает время застолья, которое нередко затягивается до утра.

Основные кушанья на Уразу-байрам готовят из баранины: это и мясные салаты, и супы, и вторые блюда. Помимо этого на столе присутствуют овощи, рыба, хлеб, оливки, орехи и сухофрукты.

Ураза-байрам – это «сладкий» праздник, поэтому в этот день особое место на столе занимают всевозможные сласти. Накануне хозяйки пекут различные пирожные, печенья, бисквиты, готовят фруктово-ягодные и молочные десерты, варят компоты и сиропы.

Мухаррам, или Новый год.

В память о переселении Пророка Мухаммеда в Медину из Мекки – было установлено празднование Нового года.

На новогоднем столе мусульман большинство блюд имеет ритуально-символическое значение.

К празднику принято готовить кускус с бараниной, суп из баранины и основное блюдо из мяса. Его главными компонентами являются баранина (или жирная говядина), растительное масло, томатная паста (или помидоры), а также много зелени и различные пряности.

Особое внимание придается зелени, поскольку ее цвет у мусульман считается священным (зеленое знамя ислама). По этой же причине, на новогоднем столе обязательно должны стоять млюхия (приправа, которую готовят из сорго и большого количества зелени) и вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет.

Из закусок на первом месте – салаты, приготовленные из мяса (преимущественно из баранины), рыбы, овощей и фруктов. Украшают их маслинами и зернами граната.

В первые дни нового года мусульмане едят различные блюда из риса, сухих бобов (они символизируют окончание прошлогодних запасов), а также баранины, овощей, пряностей и зелени.

На протяжении все месяца нельзя употреблять чеснок. Считает, что при употреблении блюд с чесноком, удача отворачивается от людей.

Рамадан, или Священный месяц Великого поста.

Правила поста до мельчайших подробностей описаны в шариате. Нарушением воздержания от пищи считается не только намеренное введение даже малейшего ее количества (или случайное попадание) в рот, а тем более в желудок, но и потребление воды, и принятие лекарств.

К лицам, которые могут не соблюдать пост, относятся больные, престарелые и несовершеннолетние дети, а также беременные и женщины, кормящие грудью, солдаты, участвующие в боевых действиях и путники.

Вечером, после заката солнца, постящийся должен принимать легкую пищу – фитур. Вторая еда – сухур – дозволяется на заре следующего дня.

В некоторых мусульманских странах, где исламские традиции чтят особо строго, перед тем как приступить к фитуру, полагается выпить три глотка воды и съесть несколько фиников (или других фруктов).

Вечерний обряд разговения называется ифтар и считается благословлением времени.

В разных странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. Так, у мусульман Индонезии после дневного поста в Рамадан самым популярным блюдом является наси горенг: рис отваривают и смешивают с прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком и чесноком. Затем всё вместе жарят на кокосовом масле с добавлением специй: красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса. По традиции, на ифтар готовят плов. К нему подают соленья и зелень. Наиболее популярны в Рамадан харира, чекчука, брики (как с овощной, так и с мясной начинками). Не возбраняется готовить и праздничные национальные блюда. Финики, курага, фрукты, конфеты, сладкая выпечка – все это тоже уместно в ифтар.

Из напитков к столу подают кофе и чай.

Баранина — 1 кг
Рис басмати— 1 кг
Масло растительное — 300 мл
Лук репчатый — 4 головки
Морковь — 1 кг
Чеснок — 2 головки
Перец черный, красный
Соль — по вкусу

Способ приготовления:

Около 500 г баранины режим на средние куски (у меня были куски чуть крупнее),моем, заливаем водой и ставим на огонь.
Как появится убераем сверху пенку, солим, и варим до готовности.
Морковь средьнию 3-4 штуки чистим и режим соломкой.Две луковицы чистим и режим полукольцами (можно резать как вам удобней).Когда мясо свариться добавляем растительное масло и жарим, затем добавляем лук жарим несколько минут и следом добавляем морковь.Пока все жариться займемся рисом. Очень важно чтобы рис был хорошо вымыт, моем до тех пор пока вода не станет прозрачной.Как толька мясо с морковью и луком будут готовы стараемся чтобы куски мяса остались в низу а лук с морковью с верху. Конечно это не легко но если постараться кое что из этого выходит.Затем выкладываем сверху рис. Окуратно расправляем его, солим перчим по вкусу и втыкаем 3-4 зубчика чеснока в рис.И все это заливаем водой.
Воду и рис берем один к одному т.е. например два стакана риса и два стакана воды.
Ставим кострюлю на быстрый огонь пока вода сверху не исчезнет т.е. сверху ее небудет видно.Затем окуратно перемешиваем рис сверху не косаясь дна и накрываем крышкой, убавить огонь до самого минимума и оставить на 30 минут..Если по окончанию времени рис будет все еще сырой можете добавить чуточку воды только не переборщите.
Как плов будет готов все аккуратно перемешайте.



Люля-кебаб

Ингредиенты:

700 г баранины, 20 г курдючного жира, 1 луковица, 80 г зеленого лука, зелень петрушки, лаваш.

Рецепт приготовления:

Пропустить через мясорубку мякоть бараньей лопатки или задней ноги вместе с луком и курдючным жиром, добавить соль и перец и тщательно перемешивать до тех пор, пока не получится вязкая масса. Поставить эту массу на 20 минут в холодное место. Затем сформовать ее в виде сарделек из расчета 3-6 штук на порцию. Нанизывают их на шпажки и жарят над раскаленными углями, периодически поворачивая шпажки. При подаче люля-кебаб заворачивают в лаваш и посыпают зеленью



Суп с помидорами и зеленой стручковой фасолью

Ингредиенты:

1-1,5 кг баранины с косточкой или без
- 4-5 шт красных зрелых помидор
- 0,5 кг зеленой стручковой фасоли (свежей или мороженой)
- лавровый лист, перец горошком
- луковица
- 1/2 большой головки чеснока
- 2ст л томатной пасты
- соль
- вода
На гарнир - белый рассыпчатый рис.

Рецепт приготовления

Мясо, баранину промыть в нескольких водах. Положить в кастрюлю и залить 2 стаканами воды. Дать закипеть. Все вылить, мясо снова промыть (уйдет вся кровь и грязь, бульон потом получится чистым и вкусным).
Снова закладываем мясо, заливаем 2 л воды, даем закипеть.

Снимаем пену (если есть). Кладем головку речатого лука целиком, слегка надрезав у основания, перец горошком, лавровый лист. Варим 2 часа. За полчаса до готовности мяса - солим.
Из готового бульона достаю мясо, откладываю в тарелку.

Стручковую зеленую фасоль перебираю, удаляю носики и хвостики, режу длинной 2-3см (так удобнее потом ложкой черпать). Промываю в холодной воде и кидаю в кипящий процеженный бульон.
(если фасолька мороженая, то не размараживая, как есть кидаю в бульон).

Варю 5-10 минут, почти до готовности.
Тем временем. Срезаю, чищу помидоры от кожицы, и измельчаю в комбайне в пюреобразную массу. Кладу туда же 2 ст. л. томатной пасты.

Добавляю томатно-помидорную смесь в бульон к фасольке.
Сразу же чищу чеснок. Половину нормы чеснока пропускаю ч/з пресс прямо в бульон, порловину забрасываю как есть - зубчиками.
Отложенное ране мясо, баранину, кладу в бульон.
Варю ещё примерно минут 7.
Все, выключаю огонь.
Суп должен получится весьма густым из-за стручковой фасоли.
Подается суп горячим с 1-2 большими кусками мяса на порцию вместе с гарниром.
На гарнир, обычно, подают белый рассыпчатый рис.



Манты с бараниной

Состав:

250 г баранины,

70 г репчатого лука,

красный перец,

топленое масло для смазки,

15 г уксуса,

30 г бульона,

50 г сметаны.

Рецепт приготовления:

Замесить очень крутое тесто из муки и воды с добавлением соли, накрыть его влажным полотенцем и оставить для набухания на 30-40 минут. Затем раскатать жгутами и отрывать по 5 кусочков на порцию, весом 20 г каждый, раскатать в тонкий кружок так, чтобы его края были несколько тоньше, чем середина. Жирную баранину мелко порубить, добавить мелко нарубленный лук, холодную воду, соль и перец и тщательно перемешать. Фарш положить на середину кружочка, края защипать. Затем уложить на смазанные маслом решетки-касканы. Варить на пару в течение 30 минут. Готовые манты полить соусом (бульоном с уксусом, сливочным маслом и перцем) или сметаной. Точно так же готовят манты из кислого теста.



Хумус, как его готовить

Хумус - полезная паста, которую обычно готовят из нута (особого твёрдого вида гороха). Хумус употребляли в пищу ещё в Древнем Египте, около 7000 лет назад.

Хумус из нута


Хумус готовят в разных уголках мира по-разному. Существует огромное разнообразие вкусов хумуса: с чесноком, лимоном, с зеленью, с острыми нотками. Это полезное блюдо можно мазать на хлеб, добавлять в фалафель, в рис, использовать в качестве соуса к печёному картофелю и есть просто так.

Когда вы делаете хумус, ориентируйтесь прежде всего на собственные вкусы. Если по рецепту в хумусе содержится много тахини (кунжутной пасты), а вы её не любите, то добавьте её поменьше или не добавляйте вовсе! Соотношение ингредиентов не так уж важно, и ни один рецепт не является истиной в последней инстанции. Может, именно у вас получится настоящий кулинарный шедевр, если вы измените соотношение ингредиентов, добавите что-то своё.

Разные виды хумуса

А вот вам несколько рецептов приготовления хумуса с различными вкусами.

Хумус с тахини

Состав:
450 г. размоченного нута (замачивать нужно предварительно на 4 часа или больше в воде комнатной температуры - до полного разбухания)
100 мл. воды
3-5 столовых ложек лимонного сока
полторы столовые ложки тахини (или просто кунжута)
2 зубчика чеснока
1 / 2 ч.л. соли
2 столовые ложки оливкового масла


Как приготовить хумус с тахини

С замоченного нута слить жидкость. По желанию можно сварить нут в течение 20 минут, но хумус из сырого нута полезнее. Все ингредиенты засыпать в блендер и прокрутить до получения однородной массы. Чтобы сделать хумус острее, можно добавить в него нарезанный красный перец чили.Сервировать хумус в чаше, сделав из хумуса горку с углублением в середине. Украсить петрушкой (по желанию).

Подавать сразу же со свежей питой (лепёшкой), или накрыть крышкой и поставить в холодильник.
Хумус можно хранить в холодильнике до 3 дней или в морозильной камере на срок до одного месяца.
Если хумус покажется суховатым, можно добавить в него оливкового масла.


Хумус с жареным чесноком

Состав:
450 г. размоченного нута
головка чеснока
2 ст. ложки лимонного сока
1 ст. ложка оливкового масла
1 ст. ложка орегано

Приготовление:
Чеснок разделить на зубчики, зубчики мелко порезать и слегка поджарить. Поджаривать нужно примерно полминуты, иначе чеснок просто подгорит.
Далее смешиваем все ингредиенты в блендере и измельчаем до однородной массы, как в предыдущем рецепте.

Ещё варианты: в хумус можно добавлять миндаль, тофу, различную зелень (например, очень вкусным выходит хумус с укропом), тыкву, помидоры, кедровые орешки, жареные баклажаны сою или предварительно размоченное соевое мясо. Фантазируйте и экспериментируйте! Вариантов хумуса масса!




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Технология продукции общественного питания»

Тема Мусульманская кухня

Введение

Раздел 1. Теоретические основы курсовой работы.

1.2.Некоторые особенности мусульманской кулинарии

1.3Секреты мусульманской кухни

1.4.Особенности мусульманской кухни

1.5.Правила приема пищи у мусульман

Раздел 2. Практическая часть курсовой работы

2.2 Технологический процесс приготовления блюд мусульманской кухни

2.3. Товароведческая характеристика специй мусульманской кухни.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Приготовление пищи было одним из древнейших традиций человека. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепи использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом, определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, - это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке). Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные. Однако не менее важным фактором, определяющим традиции питания, была и религия, что и определяет актуальность данной работы.

Цель работы – выделить особенности питания в иудаистской и исламской кухне.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.Определить степень влияния религиозных традиций на приготовление пищи.

2. Охарактеризовать исламской национальной кухни.

3.Осветить основные особенности, присущие иудаистской национальной кухни.

Предмет исследования – исламская и иудаистская национальная кухня. Объект исследования – основные особенности национальной кухни, которые формировались под влиянием национальной традиции

1.1История возникновения исламской кухни.

С середины VII века, по григорианскому календарю с 16 июля 622 года, точкой отсчета для мусульманского летоисчисления является Хиджра (от араб. «переселение»). В результате этого события гонимые язычниками пророк Мухаммед и его приверженцы переселились из Мекки в Медину, где и нашли свое пристанище. Последним, кто покинул Мекку, был Мухаммед.

Поскольку календарь Хиджры непосредственно связан с Кораном, каждый мусульманин считает своим долгом свято выполнять всего его предписания. В его основе лежит лунный годичный цикл, который делится на 12 лунных месяцев, соответствующих 12 оборотам Луны вокруг Земли. Длина лунного года составляет 354–355 дней, то есть на 10 дней меньше, чем григорианском или юлианском, основанных на солнечном годичном цикле.

Начало месяца совпадает с рождением новой луны, а его конец приходится на 29-30-й день. Таким образом, его продолжительность в Хиджре составляет 29,53 дня. В связи с этим количество дней в месяце неодинаково: нечетные месяцы имеют по 30 дней, а четные - по 29. В високосные годы это правило несколько нарушается, так как 12-й месяц имеет еще 1 дополнительный день. Сутки в мусульманском календаре начинаются с момента захода солнца. Мусульманский год, в отличие от григорианского, не связан с временами года, вот почему празднование Нового года может приходиться и на летние месяцы по григорианскому стилю, и на зимние. В результате такого несовпадения на 34 лунных года приходится 33 григорианских года. Для установления соответствия между хиджрой и григорианским календарем удобнее всего пользоваться специальными таблицами.

Новый год по Хиджре наступает в первый день мухаррама, который открывает мусульманский календарь. Мухаррам считается мусульманами священным. На протяжении всего этого месяца Аллах настоятельно запрещает вести войны и преследовать своих кровных врагов, то есть делать все то, что разъединяет людей, внося в их отношения раздор и распрю. Верующие должны соблюдать строгий пост 3 раза в неделю: в четверг, пятницу и воскресенье.

Первый день мухаррама не является официальным мусульманским праздником. Однако многие приверженцы ислама широко празднуют этот день, а имамы в своих проповедях напоминают верующим о событии, приведшем к образованию первой мусульманской общины, и желают всем «мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Единого Всевышнего Создателя».

Первые 10 дней наступившего года в мусульманском мире считаются особенно благословенными. Всякое дело, начатое в эти дни, является богоугодным, а поэтому перспективным. Вот почему самое большое количество свадеб у мусульман происходит именно в начале года.

На новогоднем столе большинство блюд имеет ритуально-символическое значение. В канун Нового года принято готовить традиционный кускус с бараниной, а в меню праздничного обеда включать суп из баранины и основное блюдо из мяса, главными компонентами которого являются баранина или жирная говядина, растительное масло, томатная паста или помидоры, а также много зелени и различные пряности. Особое внимание придается зелени, поскольку зеленый цвет у мусульман считается священным и символизирует собой веру (зеленое знамя пророка), плодородие, здоровье и богатство во всех его проявлениях. По этой же причине на новогоднем столе обязательно должны находиться млюхия, приправа, которую готовят из сорго (злаковой культуры) и большого количества зелени, и вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет, как символ зарождения новой жизни.

Окончание прошлогодних запасов в первые дни нового года символизируют блюда из риса и сухих бобов. Вместе с ними на стол традиционно подают баранину во всех видах, овощи и зелень. Все блюда обильно сдабриваются всевозможными пряностями.

Из закусок на первом месте - салаты, приготовленные из мяса (преимущественно из баранины), рыбы, овощей и фруктов и украшенные маслинами и зернами граната.

Чтобы не спугнуть удачу, которую сулит священный месяц мухаррам, на протяжении всего этого месяца нельзя добавлять в пищу чеснок. Мусульмане уверены, что съеденный в это время зубчик чеснока может помешать исполнению задуманного.

Ашура, или День поминовения пророков и посланников Аллаха

Этот праздник принято отмечать 10 мухаррама. Считается, что в этот день Аллах сотворил небо, землю и ангелов и ниспослал великую благодать 10 пророкам. Кроме того, особенным этот праздник считается из-за того, что 10 мухаррама Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

На день Ашура, по преданиям суннитов, последователей наиболее многочисленного направления в исламе, приходится множество чудес, связанных с жизнью пророков: рождение пророка Ибрахима, спасение пророка Мусы, вознесение пророка Исы, высадка на землю Нуха после всемирного потопа и другие.

В этот день мусульмане соблюдают пост: «пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния в день Ашура Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд». Однако после захода солнца пост заканчивается, и тогда родственники садятся за праздничный стол. Обильная трапеза состоит из салатов, закусок, супа, мясных блюд, фруктов и выпечки. Традиционным напитком, безусловно, является чай, который подается в праздничных пиалах.

Салаты и закуски в день Ашура готовят в основном из мяса курицы (предпочтительно цыпленка) и баранины, хотя иногда для этого используют и говядину. Блюда приправляют большим количеством самых разных специй, обильно посыпают зеленью и красиво украшают маслинами, зернами граната и фигурками, вырезанными из овощей и фруктов.

Из супов чаще всего употребляются шурпа или мерка харра, которые принято есть с лепешками или кульчей. На второе обычно готовят кабоб, обязательно плов, пельмени или манты и другие традиционные мясные и овощные блюда, не забывая сдабривать их большим количеством пряностей и всевозможной зелени.

Для детей готовят отдельное лакомство: чареки (сладкие печенья в форме полумесяца) и шербет.

Независимо от достатка семьи на праздничный стол в день поминовения пророков и посланников Аллаха принято ставить блюда из сухофруктов, орехов, гороха и фасоли. Что же касается чеснока, закуски, в которых он является основным компонентом, по-прежнему находятся под запретом, однако добавлять небольшое его количество в отдельные блюда вполне допустимо.

Навруз, или Праздник Весеннего равноденствия

Хотя Навруз широко празднуется мусульманами всего мира, зарождение этого праздника никак не связано с исламом. Его корни уходят далеко в прошлое, в дозороастрийские времена. Само же слово «навруз» происходит из персидского языка, в котором «ноу» означает «новый», а «руз» - «день».

Праздник связан с древними земледельческими культами. Его отмечают в день весеннего равноденствия, который считается началом весны и неразрывно связан с началом земледельческих работ. Более того, именно на этот день выпадает начало нового года по восточному календарю.

На разных языках слово, обозначающее этот праздник, звучит по-разному - «ноуруз», «навруз», «наурыз», однако традиции, связанные с ним, в них практически одни и те же. Например, в Киргизии, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане до сих пор ночью в канун праздника принято окуривать жилища дымящимися веточками арчи. По преданиям, дым этого дерева способен отогнать от дома злых духов. Также накануне готовятся праздничные блюда, а дом украшается зелеными ветками яблони и граната.

Праздник начинают отмечать днем. Вся семья собирается за столом, на который обязательно кладут Коран и ставят зеркало в окружении светильников с горящими свечами, число которых должно соответствовать количеству членов семьи. Они должны гореть на протяжении всей трапезы, задувать их нельзя, так как считается, что в этом случае укорачивается жизнь одного из членов семьи.

Меню праздничного обеда включает в себя разнообразные традиционные блюда из баранины, курицы, рыбы и яиц, обильно приправленные специями и украшенные зеленью, а также ритуальные, которые являются обязательными. Во-первых, это сумаляк (солодовая халва), из сока проращенных зерен пшеницы, сахара и муки. В древности его всегда готовили перед началом весенних посевных работ. Приготовление сумаляка должно обязательно сопровождаться шутками и веселыми песнями, только в этом случае он выполнит свое главное предназначение - наделять людей физическими и духовными силами.

Во-вторых, это хафт-син - семь блюд, название которых начинается с буквы «син»: сабзи (проращенные зерна), себ (яблоко), сир (чеснок), сумах (барбарис), серке (уксус), сипанд (семена руты), сенджид (маслины). Хафт-син - это такой же символ Нового года, как украшенная игрушками елка для европейцев.

На праздничном столе в этот день должны быть домашний хлеб, орехи, миндаль, молоко, сыр, рыба, окрашенные в зеленый цвет яйца, сосуд с розовой водой и пиала с водой, в которой плавает зеленый лист.

Лейлят Мавлид, или День рождения пророка Мухаммеда

Этот праздник мусульмане отмечают 12-го числа месяца раби аль-авваля. Точная дата рождения пророка неизвестна, поэтому рождение принято отмечать в день его смерти. Согласно исламским канонам день рождения следует отмечать очень скромно, в отличие от даты смерти, которая считается рождением для вечной жизни и поэтому празднуется очень торжественно. Как правило, в этот день накрываются столы, за которыми царят веселье и радость.

Мавлид - это относительно молодой праздник, официальный статус он приобрел через 300 лет после возникновения ислама. Этот факт дает повод некоторым исследователям говорить о том, что своим возникновением он обязан влиянию христианского праздника Рождества. Несмотря на это, сегодня этот праздник безоговорочно признан самыми авторитетными исламскими учеными и широко отмечается во всем мусульманском мире. В некоторых странах он даже объявлен выходным днем, а в Пакистане он, являясь официальным праздником, длится целых 3 дня.

В этот день принято читать Коран, молиться и раздавать милостыню. Кроме того, в домах звучат поэмы, посвященные Мухаммеду, и песнопения, повествующие о его жизни. На улицах народ устраивает праздничные шествия с факелами, во время которых манифестанты несут изображения матери пророка Амины. Во всех мечетях проходят праздничные богослужения в честь рождения пророка. А вечером небо раскрашивается разноцветными фейерверками, повсюду слышны взрывы петард и хлопушек.

Вечером, накануне праздника, на улицах больших городов появляются палатки, украшенные цветными флажками и фонариками. В них продаются лакомства из сахара в виде символических фигурок: невесты пророка с разноцветным бумажным веером за спиной и всадника, вооруженного саблей.

На праздничный стол в этот день подают традиционные блюда из баранины, обязательно сдобренной большим количеством специй, домашний хлеб, лепешки, бобы, множество всевозможной выпечки, сладостей, фруктов и зелени.

Традиционными для этого праздника являются салаты и закуски из брынзы, рулет из печени, шашлык, асып (домашняя колбаса из баранины), жута-нан (манты), лаасида (манная каша с медом), асида (каша) с орехами, балуза (суфле) с крахмалом, буза (слабоалкогольный напиток) и миндальный крем. За столом в этот день принято пить зеленый чай и сладкий кисель.

Узким семейным кругом родственники собираются только на завтрак и обед, а на ужин принято приглашать близких друзей и хороших знакомых.

Мирадж, или Вознесение пророка Мухаммеда на небеса

Мусульмане отмечают этот праздник 27-го числа месяца раджаба. История этого праздника такова. Однажды пророк Мухаммед, находясь в Мекке, заснул неподалеку от одной из мечетей. Ночью к нему явился ангел Джабраил, а рядом с ним находился Бурак, крылатая лошадь с человеческой головой. Он предложил Мухаммеду совершить путешествие, и они, сев верхом на Бурака, отправились в Иерусалим.

Пролетая над древним иудейским храмом, расположенным на горе Сион, путешественники увидели, как разверзлись небеса и открылся путь к трону Аллаха. Но ни Мухаммеду, ни сопровождающему его Джабраилу не было позволено ступить на этот путь. Единственное, что смог увидеть Мухаммед во время своего чудесного путешествия, - это рай и ад, после чего он предстал перед троном Аллаха, достигнув тем самым величайшего для человека духовного состояния. В ту же ночь Мухаммед имел беседу с пророками Исой, Мусой и Ибрахимом.

Там, у трона Аллаха, пророк был посвящен в тайны мусульманской молитвы, которая по сегодняшний день считается средоточием веры и является основой жизни мусульман: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он - всеслышащий, всевидящий!».

Праздничное застолье в этот день начинается после захода солнца. Ему предшествует день воздержания, которое в различных странах соблюдается по-разному. В некоторых это строгий пост, во время которого запрещен не только прием пищи, но и воды, в других он менее строгий и допускает некоторые послабления. Однако даже и в этом случае любое излишество порицается. К продуктам, которые разрешается есть в день вознесения, относятся преимущественно фрукты и овощи.

После захода солнца за столом собираются родственники, друзья и знакомые. Меню праздничного застолья включает в себя множество мясных и рыбных блюд, среди которых на первом месте манты, пельмени, плов и жирный суп из баранины, а также овощные салаты и острые закуски. В конце трапезы подают всевозможные сладости и фруктовый компот.

Лейлят аль-Бараат, или Ночь очищения от грехов

Лейлят аль-Бараат отмечается в ночь с 14-го на 15-е число месяца шаабана. Этот праздник очень древний, его упоминание встречается еще в исторических памятниках доисламского периода. Месяц шаабан в календаре древних арабов совпадал с летним солнцестоянием и открывал новый год. В этот день арабы возносили молитвы идолам и поминали усопших.

Некоторые черты древнего новогоднего праздника сохранились и сейчас: ночью мусульмане читают молитвы, днем посещают могилы умерших родственников, а затем садятся за праздничный стол, веселятся, поют песни и танцуют.

По преданиям, в священную ночь Лейлят аль-Бараат сотрясается Древо жизни, на листьях которого написаны имена живущих.

Часть из них в результате этого опадает. Это означает, что люди, имена которых написаны на них, должны умереть в течение ближайшего года.

В эту ночь Аллах опускается на нижнее из 7 небес, чтобы услышать молитвы грешников. Вот почему на протяжении всей ночи мусульмане молятся за умерших, обращаясь к Аллаху с просьбой об отпущении им земных грехов: «Как только наступит ночь в середине месяца шаабан, проводите ее в поклонении. А днем держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, нисходит со своей милостью на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся Мне - Я их прощу, нет ли просящих блага - Я дам им, нет ли охваченных болезнью - Я ниспошлю выздоровление…».

После ночи, проведенной в молитвах, мусульмане идут в мечеть. По дороге они раздают милостыню нищим и угощают детей сладостями. Днем верующие отправляются на кладбище, чтобы почтить память родных и близких, а вечером принимают гостей или участвуют в уличных гуляньях.

В этот день принято готовить традиционные блюда из баранины: плов, шиму (лагман из тонкой лапши), мошбиринч (суп с фрикадельками из баранины), а также большое количество выпечки из пресного и сдобного теста. Из напитков предпочтение отдается чаю и кофе.

Отдельное угощение готовится для детей. В этот день они лакомятся чак-чаком, фруктово-ягодными муссами и пьют сладкий компот из чернослива.

Рамадан, или Месяц великого поста

Этот месяц считался священным еще в доисламские времена. По преданиям, в течение всего этого месяца двери ада закрыты, все демоны закованы прочными цепями, а все 7 ворот ада распахнуты: «Когда приходит Рамадан, открываются небесные врата и закрываются врата ада, а его темные силы сковываются цепью». Причем одни из открытых ворот предназначены для верующих, которые на протяжении всей своей жизни строго соблюдали пост. Пост же, по словам пророка Мухаммеда, предназначен для того, чтобы приучить человека бороться со страстями, приближая тем самым свою душу к Аллаху.

Первый день поста совпадает с новолунием, то есть он длится целый месяц, до следующего новолуния (29–30 дней). В течение этого времени верующим запрещается есть и пить в светлое время суток. Принимать пищу разрешается только после захода солнца. Причем есть рекомендуется лишь блюда из овощей и фруктов. А мясо и курицу можно есть только маленьким детям, старикам, беременным женщинам, кормящим матерям, больным и воинам, ведущим джихад (священную войну).

Помимо ограничений, связанных с приемом пищи, в священный месяц великого поста нельзя курить, вдыхать запах табака, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, пробовать приготовляемую пищу и даже сглатывать слюну.

Если человек по каким-либо причинам нарушил пост (умышленно или невольно), в течение текущего года он обязан поститься столько дней, сколько дней поста он пропустил.

Во время великого поста ритм жизни во всех мусульманских странах резко меняется: он замирает днем и набирает обороты ночью. Днем улицы больших и маленьких городов пустеют, а кафе и рестораны закрыты. Зато после захода солнца улицы заполняются людьми, повсюду звучит музыка, прохожие покупают фрукты, сладости, легкие закуски и выпечку, которые в больших количествах продаются в многочисленных торговых точках.

В некоторых мусульманских странах, где исламские традиции чтят с особой строгостью, перед тем как приступить к первой трапезе, которая называется футур, полагается выпить 3 глотка воды и съесть несколько фиников или других сладких фруктов и только под утро съесть сахур, легкий ужин из овощей и лепешки.

Однако многие мусульмане сразу же после захода солнца отдают дань обильной трапезе, которая состоит из хариры (суп из баранины с лапшой), чекчуки (жареные овощи) и бриков (пирожков) с мясной и овощной начинкой. Из напитков на стол подают чай и кофе.

Лейлят аль-Кадр, или Ночь предопределения

Праздник Лейлят аль-Кадр отмечается 27-го числа месяца рамадана. Его происхождение связано с первым откровением пророка Мухаммеда, которое он получил в 610 году, которое укрепило его в правильности выбранного пути. Именно в эту священную ночь месяца рамадана он окончательно уверовал в Аллаха и свою пророческую миссию.

В ночь предопределения, или ночь величия, к Мухаммеду впервые явился ангел Джабраил и поведал ему отрывок из Корана. До Мухаммеда с той же целью Джабраил являлся и другим пророкам. Исследователями ислама точно установлено, что он являлся 12 раз Адаму, 4 раза Еноху, 42 раза Ибрахиму, 400 раз Мусе и 10 раз Исе. Кстати, Мухаммеду в общей сложности после этой ночи ангел приходил 24 тысячи раз.

Пророк так описывал свою встречу с Джабраилом: «Он явился ко мне, когда я спал, со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами». «Читай!» - сказал ангел Мухаммеду. «Но я не умею читать», - ответил Мухаммед. Тогда Джабраил положил на грудь пророка свиток, и последний ощутил огромную тяжесть в сердце, которая даже мешала ему дышать. Через некоторое время ангел приподнял свиток и снова приказал: «Читай!». «Я не умею читать!» - воскликнул Мухаммед. И снова посланник положил ему свиток на грудь. От тяжести свитка сердце пророка едва не разорвалось, и Мухаммед подумал, что он умирает. Явившийся вновь приподнял свиток и в третий раз приказал: «Читай!». «Что мне читать?» - на этот раз спросил пророк. И Джабраил ответил ему: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». Сказав это, ангел исчез, а Мухаммед так впоследствии описывал свое состояние: «Когда я очнулся от своего сна, то почувствовал, что все слышанное мною будто написано в моем сердце».

Мусульмане считают, что ночью накануне праздника Аллах определяет судьбу каждого человека в соответствии с совершенными им поступками и просьбами, обращенными к нему во время молитвы. В связи с этим верующие готовы ко всякого рода знамениям и чудесам.

В день праздника мусульмане читают Коран, молятся, совершают пропущенный намаз (обязательную ежедневную пятикратную молитву), анализируют прошлую жизнь, строят планы на будущее и просят прощения у родных и близких.

В течение всего светлого времени суток они воздерживаются от еды и питья, а за стол садятся только после захода солнца. Меню праздничного ужина включает в себя разнообразные овощные и фруктовые салаты, суп, плов и сладости. Обязательным атрибутом праздничного стола являются вазы с фруктами. Праздник длится всю ночь. На улицах, украшенных гирляндами разноцветных лампочек, гуляют толпы нарядных людей, идет бойкая торговля фруктами, сладостями и безалкогольными напитками.

Ураза-байрам, или Праздник разговения

Это один из самых крупных мусульманских праздников, который отмечается в первый день месяца шаввал и длится 3 дня. Он знаменует собой окончание поста, который длился целый месяц рамадан.

В этот день мусульмане встают очень рано, когда солнце еще не встало, съедают легкий завтрак, состоящий из небольшого количества фруктов (как правило, фиников), надевают праздничную одежду и отправляются в мечеть, где совершают праздничную молитву.

По дороге в мечеть верующие вместо обычного приветствия обращаются друг к другу со словами: «Да ниспошлет Аллах милость свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!». Выйдя из мечети, люди не спешат расходиться, они поздравляют друг друга с праздником, угощают детей сладостями и раздают нищим милостыню.

После мечети мусульмане идут на кладбище, чтобы навестить могилы своих родных. Только после этого наступает время застолья, которое иногда затягивается до утра.

Ураза-байрам - это семейный праздник. В этот день все члены семьи предпочитают не выходить из дома, так как, по преданию, в этот день в дом приходят души умерших родственников. Накануне соседи обмениваются традиционными блюдами, а утром праздничного дня мужья дарят своим женам и детям подарки.

В некоторых мусульманских странах вечером разводят большие костры, прыгают через огонь и водят хороводы.

Главный продукт, из которого готовится большинство праздничных блюд, - это баранина. Она идет на приготовление мясных салатов, супов и вторых блюд. Помимо баранины с гарниром из картофеля, кабачков или риса, на праздничном столе присутствуют овощные и рыбные блюда, а также хлеб, оливки, финики, изюм, инжир, фисташки, миндаль и множество сладостей (пирожные, печенья, бисквиты, фруктово-ягодные и молочные десерты), которые запиваются компотами и сиропами.